ЧИНАНТЕ́КИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧИНАНТЕ́КИ (от чинамитл; на яз. науа «окружённое [стеной из тростника], укреплённое место»; по др. версии – от имени правителя Чиана, или Кианана; самоназвание тса ху хми – «люди древнего слова»), индейский народ группы зап. ото-манге на юго-востоке Мексики. Живут в историч. обл. Чинантла на низменности в верховьях р. Папалоапан и по р. Тустепек (Нижняя Чинантла) и в горных долинах Каньяды и Сьерры-Норте между реками Усила и Лана (север штата Оахака и юго-восток штата Веракрус). Численность 131,4 тыс. чел. (2010, перепись). Языки образуют ветвь отомангейских языков (охитланский, усиланский, палантланский, валье-насиональский, тлакоацинтепекский, сочиапанский, тепетотутланский, киотепекский, комальтепекский, тепинапанский, лаланский и др.); письменность на лат. основе. Большинство Ч. владеют также исп. яз. В осн. католики; увеличивается число протестантов.
Предки, вероятно, жили к западу от долины Теуакан на юге Пуэблы, расселились на севере Оахаки в 7–10 вв. н. э. В 15 в. имели большие поселения и города (численность до 1 тыс. чел. и более). Ок. 1100 вождь Чиан основал в Чинантле государство (после смерти был обожествлён). В 13 в. оно распалось на два государства – в Нижней Чинантле и в горах (с центром в Йолох, ныне Сан-Педро-Йолох на севере дистрикта Истлан). В 15 в. часть Ч. основала новое княжество в Усиле. С сер. 15 в. Ч. платили дань обосновавшимся в Тустепеке ацтекам. В 1523 испанцы с помощью Ч. захватили Тустепек. В 1530 Ч. Усилы восстали против испанцев.
Традиц. занятие – ручное подсечно-огневое, с 19 в. также пашенное земледелие; на продажу выращивают кофе, бананы, табак, какао, бананы, хлопок, собирают кошениль. Традиц. женская одежда – тёмная запашная юбка и белый уипиль с полосками красной вышивки, с 20 в. – узорный или вышитый уипиль или платье (с геометрич., зооморфным и растит. орнаментом). Счёт родства билатеральный. Система терминов родства генерационная с чертами линейного типа. Сохраняются расширенные семьи, практикуются минорат, кумовство (компадразго), до сер. 20 в. существовала полигиния. В некоторых общинах сохраняются следы деления на экзогамные кварталы, каждый со своей гражд.-религ. организацией (ранговая система карго). Ч. почитают духов природы (Отца-Мать кукурузы, Хозяина горы, Владыку зверей, Солнце, Луну и пр.). Бытует доиспанский фольклор (мифы о первых людях-обезьянах, от которых произошли индейцы, и др.). Знахари и колдуны, специализирующиеся на прорицании и гадании, принимают галлюциногены (грибы псилоцибе и семена вьюнка Turbina corymbosa). На Карнавал устраивают танцевальные представления в масках, на Новый год – церемонию введения в должности новых каргодоров.
Строительство ГЭС на реках бассейна Папалоапана в 1950–70-х гг. привело к затоплению плодородных земель, переселению Ч., их обнищанию и утрате традиц. культуры.