САПОТЕ́КИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САПОТЕ́КИ (от тсапотека, на яз. науа – люди страны деревьев сапоте; самоназвания: в долине Оахаки – бен, бена саа, народ облаков, в Сьерре-Норте – бене шон, в Теуантепеке – бинниса), индейский народ группы вост. ото-манге на юге Мексики (штат Оахака, запад штата Чьяпас, юг Пуэблы и Веракруса, восток Герреро). Делятся на долинных С. (долина Оахаки), сев., или горных (Сев. Сьерра-Мадре, Сьерра-Норте), С., юж. С. (Южная Сьерра-Мадре, Сьерра-Сур), С. перешейка Теуантепек и зап. С., или папабуко (Тешмелюкан, Саниса, Элотепек). Живут также в г. Мехико и США (Лос-Анджелес, Калифорния). Численность 425 тыс. чел. (2010, перепись), из них 307 тыс. чел. говорят на сапотекских языках сапотекской ветви отомангейских языков. Католики.
С. – потомки древнейшего населения Оахаки и первых земледельцев Мезоамерики. Первые оседлые поселения в долине Оахаки возникли в 18–16 вв. до н. э., в 1-м тыс. – вождества и города: Сан-Хосе-Моготе, Тилкахете, Йегуи, Тлапакоя (10–9 вв.), Дайнзу, Ягуль (8–6 вв.) и др., – развивавшиеся под влиянием цивилизации ольмеков. Соперничество между вождествами привело к возвышению в 500 до н. э. Монте-Альбана, превратившегося в столицу мощного централизов. государства. С. заимствовали (очевидно, в поздних ольмекских центрах) календарь и иероглифич. письмо (см. Сапотекское письмо). После оставления Монте-Альбана в 9–10 вв. центры С. воевали между собой и с миштеками за преобладание в Оахаке, что, вместе с истощением земель, послужило причиной падения классич. цивилизации С. Смешанная миштеко-сапотекская элита княжеств Саачила, Ягуль, Митла, Ламбитьеко, Шошокатлан, Куилапан, Уихацоо, Макуилшочитль, Этла, Халиеса, Ацомпа, Эль-Пальмийо и др. развивалась под влиянием культуры Миштека-Пуэбла. Правители Саачилы начали экспансию на восток, основав княжество Хучитан на перешейке Теуантепек. В кон. 15 в. земли С. были почти полностью завоёваны ацтеками, в 1521–27 – испанцами. Сохранилось более десятка рукописей-кодексов 16 в. на хлопковой ткани (льенсо) из Уилотепека, Макуилшочитля, Тильтепека, Этлы и др. с генеалогиями знатных семей С. и картами их владений. С. восставали против колониальных властей в 16–18 вв. Из С. вышел нац. герой Мексики – президент Б. Хуарес. Сохраняются традиц. ремёсла: изготовление керамики (с зелёной глазурью – видриада – в Ацомпе, чёрная матовая – в Сан-Бартоло-Коатепеке и др.), плетение, узорное ткачество, выделка кожи. В 1980-е гг. возрождается традиция резьбы раскрашенных фигурок животных из копалового дерева (алебрихес). Некоторые общины С. Теуантепека и долины Оахаки (Хучитан-де-Сарагоса и др.) сохраняют традиц. материнскую организацию; женщины у них занимаются торговлей (мужчины – только малоприбыльными земледелием и ремёслами) и играют гл. роль в церковных обрядах и церемониях календарного и жизненного циклов (в т. ч. в инициациях девушек). Гл. праздник (конец июля) – Гелагеца («Обмен дарами») в честь Девы Марии (она же – богиня плодородия Cентеотль, которую представляет избранная девушка) и горы Фортин в Оахаке.