САПОТЕ́КСКОЕ ПИСЬМО́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САПОТЕ́КСКОЕ ПИСЬМО́, иероглифическая словесно-слоговая система письма, по всей видимости, приспособленная для передачи речи на одном из сапотекских языков семьи отомангейских языков. Употреблялось на территории совр. мекс. штата Оахака.
Первые сапотекские надписи происходят из Сан-Хосе-Моготе (6 в. до н. э.) и Монте-Альбана (5–3 вв. до н. э.). В Мезоамерике отд. надписи, датируемые 2-й пол. 1-го тыс. до н. э., зафиксированы также в Гватемале и на побережье Мексиканского зал., однако тот факт, что в Монте-Альбане обнаружена целая группа письм. памятников, позволяет ряду исследователей (Дж. Маркус) утверждать, что именно сапотеки были первыми изобретателями письма в Мезоамерике.
Опубликовано чуть более 600 сапотекских текстов, число их постоянно растёт за счёт памятников, хранящихся в частных коллекциях и запасниках музеев, а также новых находок. В доклассич. и раннеклассич. периоды на стелы, устанавливающиеся на гл. площади Монте-Альбана, и каменные плиты, вмонтированные в здания, наносились подписи в виде небольших колонок знаков к изображённым персонажам (даты, календарные имена царей, богов и пленников, названия покорённых селений). В раннеклассич. период надписями покрывали могильные плиты, а в позднеклассический – стены, дверные проёмы и притолоки погребальных камер. В некоторых гробницах обнаружены полихромные росписи с надписями. Иероглифы, передающие календарные и личные имена богов и предков, обнаружены также на изображающих их керамич. «урнах». Надписи наносили на сосуды, керамические и каменные статуэтки, муз. раковины и др. предметы мелкой пластики. В позднеклассич. период из надписей на монументальных памятниках (каменных плитах, притолоках и др.) некалендарные знаки практически исчезают, остаются только указания на дату события (да и то не всегда) и календарные имена, причём знаки, составляющие одно имя, могут располагаться на удалении друг от друга. Календарное имя указывает на день рождения человека согласно общемезоамериканскому 260-дневному циклу, в котором сочетаются 20 символов дней и цифры от 1 до 13 (общее количество возможных сочетаний – 260). Цифры передаются сочетанием палочек (при записи одна палочка равна пяти) и точек (одна точка равна единице). В совокупности с изображёнными сценами календарные имена запечатлевают генеалогии правителей. Начиная с 9 в. монументальные надписи исчезают, однако от эпохи конкисты до нас дошли полосы ткани с записями генеалогий и наследных владений знатных родов с пояснениями латиницей на сапотекском или исп. языке (созданы в 16 в. сапотекской знатью). Их отличит. особенность – отсутствие дат. По принципу функционирования позднеклассич. и колониальные тексты напоминают памятники миштекского письма и астекского письма.
Маленький объём дошедших до нас сапотекских текстов [включают от нескольких знаков до (в редких случаях) нескольких десятков знаков] представляет значит. препятствие для дешифровки. Несмотря на почти 200-летнюю историю изучения С. п., не было предложено ни одного убедительного фонетич. чтения для к.-л. его знака. Тем не менее содержание многих текстов понятно благодаря общемезоамериканским параллелям и контексту. Структурный анализ текстов выявляет порядок слов, сходный с порядком слов совр. сапотекских языков; знаки 260-дневного календаря сапотекских надписей обнаруживают большее родство с календарными системами сапотекских народов, чем др. народов Мезоамерики (напр., 15-й день 20-дневного цикла записывается знаком, изображающим растение кукурузы).
Существовали локальные изводы С. п., в частности письменность ньюинье, возможно, использовавшаяся для записи текстов на др. отомангейском языке. Вероятно также, что от С. п. происходит миштекская письменность.