Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САПОТЕ́КСКОЕ ПИСЬМО́

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 404-405

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Давлетшин

САПОТЕ́КСКОЕ ПИСЬМО́, ие­рог­ли­фи­че­ская сло­вес­но-сло­го­вая сис­те­ма пись­ма, по всей видимости, при­спо­соб­лен­ная для пе­ре­да­чи ре­чи на одном из са­по­тек­ских язы­ков се­мьи ото­ман­гей­ских язы­ков. Упот­реб­ля­лось на тер­ри­то­рии совр. мекс. шта­та Оа­ха­ка.

Пер­вые са­по­тек­ские над­пи­си про­ис­хо­дят из Сан-Хосе-Моготе (6 в. до н. э.) и Мон­те-Аль­ба­на (5–3 вв. до н. э.). В Ме­зоамерике отд. над­пи­си, да­ти­руе­мые 2-й пол. 1-го тыс. до н. э., за­фик­си­ро­ва­ны так­же в Гва­те­ма­ле и на по­бережье Мексиканского зал., од­на­ко тот факт, что в Мон­те-Аль­ба­не об­на­ру­же­на це­лая груп­па письм. па­мят­ни­ков, по­зво­ля­ет ря­ду ис­сле­до­ва­те­лей (Дж. Мар­кус) ут­вер­ждать, что имен­но са­по­те­ки бы­ли пер­вы­ми изо­бре­та­те­ля­ми пись­ма в Ме­зо­аме­ри­ке.

Миниатюрная модель семейной гробницы из Сан-Педро-Кьятони, 600–800-е гг. (фото автора из Берлинского этнологического музея). Каждая из трёх ниш содержит именной иероглиф для погребённых; значени...

Опубликовано чуть бо­лее 600 сапо­тек­ских текстов, чис­ло их постоянно рас­тёт за счёт па­мят­ни­ков, хра­ня­щих­ся в ча­ст­ных кол­лек­ци­ях и за­пас­ни­ках му­зе­ев, а так­же новых находок. В до­клас­сич. и ран­не­клас­сич. пе­рио­ды на сте­лы, ус­та­нав­ли­ваю­щие­ся на гл. пло­ща­ди Мон­те-Аль­ба­на, и ка­мен­ные пли­ты, вмон­ти­ро­ван­ные в зда­ния, на­но­си­лись под­писи в ви­де не­боль­ших ко­ло­нок зна­ков к изо­бра­жён­ным пер­со­на­жам (да­ты, ка­лен­дар­ные име­на царей, богов и плен­ни­ков, на­зва­ния по­ко­рён­ных се­ле­ний). В ран­не­клас­сич. пе­ри­од над­пи­ся­ми по­кры­ва­ли мо­гиль­ные пли­ты, а в позд­не­клас­си­че­ский – сте­ны, двер­ные про­ёмы и при­то­ло­ки по­гре­баль­ных ка­мер. В не­ко­то­рых гроб­ни­цах об­на­ру­же­ны поли­хромные рос­пи­си с над­пи­ся­ми. Ие­рог­ли­фы, пе­ре­даю­щие ка­лен­дар­ные и лич­ные име­на бо­гов и пред­ков, об­на­ру­же­ны так­же на изо­бра­жаю­щих их ке­ра­мич. «ур­нах». Над­пи­си на­но­си­ли на сосуды, ке­ра­ми­че­ские и ка­мен­ные ста­ту­эт­ки, муз. ра­ко­ви­ны и др. пред­ме­ты мел­кой пла­сти­ки. В позд­не­клас­сич. пе­ри­од из над­пи­сей на мо­ну­мен­таль­ных па­мят­ни­ках (ка­мен­ных пли­тах, при­то­ло­ках и др.) не­ка­лен­дар­ные зна­ки прак­ти­че­ски ис­че­за­ют, ос­та­ют­ся толь­ко ука­за­ния на да­ту со­бы­тия (да и то не все­гда) и ка­лен­дар­ные име­на, причём знаки, составляющие одно имя, могут располагаться на удалении друг от друга. Календарное имя указывает на день рож­дения человека согласно общемезо­аме­ри­канскому 260-дневному циклу, в котором сочетаются 20 символов дней и цифры от 1 до 13 (общее количество возможных сочетаний – 260). Цифры передаются со­четанием палочек (при записи одна палочка равна пяти) и точек (одна точка равна единице). В со­во­куп­но­сти с изо­бра­жён­ны­ми сце­на­ми календарные имена за­пе­чат­ле­ва­ют ге­неа­ло­гии пра­ви­те­лей. На­чи­ная с 9 в. мо­ну­мен­таль­ные над­пи­си ис­че­за­ют, од­на­ко от эпо­хи кон­ки­сты до нас дош­ли по­лосы тка­ни с за­пи­ся­ми ге­неа­ло­гий и на­след­ных вла­де­ний знат­ных ро­дов с по­яс­не­ния­ми латиницей на сапотекском или исп. язы­ке (соз­да­ны в 16 в. са­по­тек­ской зна­тью). Их от­ли­чит. осо­бен­ность – от­сут­ст­вие дат. По прин­ци­пу функ­цио­ни­ро­ва­ния позднеклассич. и колониальные тексты на­по­ми­на­ют па­мят­ни­ки миш­тек­ско­го пись­ма и ас­тек­ско­го пись­ма.

Ма­лень­кий объ­ём до­шед­ших до нас са­по­тек­ских тек­стов [вклю­ча­ют от не­сколь­ких зна­ков до (в ред­ких слу­ча­ях) не­сколь­ких де­сят­ков зна­ков] пред­став­ля­ет значит. пре­пят­ст­вие для де­шиф­ров­ки. Не­смот­ря на поч­ти 200-лет­нюю ис­то­рию изу­че­ния С. п., не бы­ло пред­ло­же­но ни од­но­го убе­ди­тель­но­го фо­не­тич. чте­ния для к.-л. его зна­ка. Тем не ме­нее содержание многих текстов по­нят­но благодаря обще­мезоаме­рикан­ским параллелям и контексту. Структурный анализ текстов выявляет порядок слов, сходный с порядком слов совр. сапо­тек­ских языков; знаки 260-дневного ка­лен­да­ря сапотекских надписей обнару­жи­вают большее родство с календар­ны­ми системами сапотекских народов, чем др. народов Мезоамерики (напр., 15-й день 20-дневного цикла записывается знаком, изображающим растение кукурузы).

Существовали локальные изводы С. п., в частности письменность ньюинье, воз­можно, использовавшаяся для записи текстов на др. отомангейском языке. Ве­роятно также, что от С. п. происхо­дит миштекская письменность.

Лит.: Marcus J. The origins of Mesoamerican writing // Annual Review of Anthropology. 1976. Vol. 5; idem. Zapotec writing // Scientific American. 1980. Vol. 242. № 2; The cloud people / Ed. K. Flannery, J. Marcus. N. Y., 1983; Whitecotton J. The genealogy of Macuil­xochitl: A 16th-century Zapotec pictorial from the Valley of Oaxaca // Notas Meso­america­nas. 1983. № 9; Guevara J. El Lienzo de Til­tepec: Extinción de un señorio zapoteco. Méx., 1991; Urcid J. Zapotec hieroglyphic writing. Wash., 2001; Дав­лет­шин А. И. Са­по­тек­ское ие­рог­ли­фи­че­ское пись­мо: К про­бле­ме син­так­си­че­ско­го ана­ли­за над­пи­сей // Древ­ний Вос­ток и ан­тич­ный мир. 2005. Вып. 7.

Вернуться к началу