МИШТЕ́КСКОЕ ПИСЬМО́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИШТЕ́КСКОЕ ПИСЬМО́, иероглифическая словесно-слоговая система письма, приспособленная для передачи речи на миштекских языках семьи отомангейских языков. Употреблялось в Юж. Мексике (на территории совр. штатов Оахака, Пуэбла и Герреро). Происходит от сапотекского письма. Ранний корпус знаков представляет собой слегка видоизменённые сапотекские иероглифы, использовавшиеся для записи текстов на миштекских яз. В нач. 2-го тыс. н. э. под влиянием эпиклассич. письменностей Центральномексиканского нагорья М. п. существенно трансформировалось. Неясным остаётся вопрос о связях М. п. и письменности ньуинье [широко распространённой в 3–8 вв. в низменных районах штата Оахака и на юге штата Пуэбла (регион Миштека-Баха)], которая также ведёт происхождение от сапотекского письма, но, возможно, использовалась для др. отомангейских языков (чочо или пополока).
Наиболее ранние письм. памятники в области расселения миштеков датируются 2 в. до н. э. – 2 в. н. э. (найдены на городищах Уамелульпан, Юкуита). Представляют собой выполненные сапотекскими знаками надписи на каменных монументах. К классич. периоду (3–8 вв. н. э.) относятся тексты на резных и расписных (покрытых штуком с надписями, нанесёнными на него красками) панелях из погребений (напр., с городища Юкуньюдауи) и каменных монументах (напр., монумент из Тлахьяко). Большинство дошедших до нас памятников М. п. постклассич. периода (10 – 1-я четв. 16 вв.) представляют собой кодексы (сложенные гармошкой полосы оленьей кожи, покрытой штуком, или бумаги из луба деревьев рода фикус), льенсос (отрезы ткани) и мапас (карты). Эпиграфич. памятники постклассич. периода немногочисленны (панель с городища Тилантонго, крест с городища Топильтепек; надписи на костях из погребения 7 в Монте-Альбане, флейта Фриссела и др.). Кодексы содержат историко-генеалогич. и династич. информацию (миштеки называли их тониндейе – «история родов» и наандейе – «воспоминания о прошлом»). Льенсос и мапас совмещают генеалогич. и картографич. информацию. 7 кодексов – Наттолл, Бодли, Селден, Виндобоненсис, Бекер II, Коломбино и Бекер I (два последних, видимо, были частью единого свода) – датируются доиспанским периодом (13 – нач. 16 вв.). Постклассич. М. п. в осн. приспособлено для письма красками; цвета имеют значение для правильного прочтения. Будучи тесно связанным с худож. стилем Миштека-Пуэбла, М. п. в 15–16 вв. получило широкое распространение в Оахаке и на юге Пуэблы, где использовалось для записи текстов на др. отомангейских языках (чочо, пополока, тлапанек). В раннеколониальную эпоху (16 – нач. 17 вв.) создано неск. десятков документов, содержащих как иероглифич. запись, выполненную М. п., так и глоссы латиницей. В дальнейшем М. п. было вытеснено латиницей.
В М. п. 2 класса знаков: логограммы, передающие звучание основ слов и их значение, и фонетические, передающие сочетания звуков типа «согласный + гласный», «согласный + гласный + согласный + гласный». Знаки являются рисуночными по форме, и изображаемые ими предметы легко узнаваемы. Логографич. компонент очень силён, принцип звуковых подтверждений (использования слоговых знаков для подтверждения чтения словесных) применяется редко (напр., nduwa-NDUWA для записи слова «овраг», YUCU-dza-DZA для записи миштекского назв. г. Тутутепек). Развиты аллография (внешне различные знаки имеют одинаковое значение) и омография (одинаковые знаки имеют разл. значения), вариативность написания мала. Порядок чтения знаков в иероглифич. блоках (группах знаков) свободный. Тоны на письме не передаются. Порядок чтения в доколумбовых кодексах обозначается направлением вертикальных или горизонтальных красных линий на странице и, как правило, идёт бустрофедоном справа налево.
Как и в др. мезоамериканских письменностях, среди знаков выделяются 2 подсистемы: числа и знаки дней. Первоначально использовалась позиционная система (точка соответствует единице, палочка – пятёрке), с нач. 2-го тыс. н. э. числа от 1 до 19 записывались при помощи соответствующего количества точек. Запись чисел более высокого порядка не зафиксирована. Знаки дней передают названия 20 дней, которые в сочетании с числами от 1 до 13 дают имена 260 дням священного календаря. Персонажи обозначаются календарными именами по дате рождения. Даты передаются сочетанием знака одного из дней 260-дневного календаря и спец. знака года (т. н. знак «А–О»).
Как и астекское письмо, М. п. функционирует исключительно в сочетании с иконографией; тексты на нём имеют вид т. н. вплетённых текстов; изображение передаёт общий смысл сообщения, в то время как даты, имена персонажей, топонимы выписываются знаками.
Важный вклад в исследование М. п. внесли: А. Касо, Х. Урсид (Мексика); М. Аудейк (Нидерланды, Мексика); З. Наттолл, М. Смит (США); В. Кёниг, К. А. Новотны (Австрия); М. Янсен (Нидерланды); Л. П. Лисненко (Россия). Несмотря на многолетнюю историю изучения, М. п. окончательно не дешифровано.