МО́НТЕ-АЛЬБА́Н
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МО́НТЕ-АЛЬБА́Н (Monte Albán), город сапотеков на выс. ок. 1900 м над уровнем моря, в 9 км к востоку от совр. г. Оахака (Мексика). Древнее название неизвестно; в колониальное время известен как Данни-Дипаа («Укреплённый холм»), назв. М.-А., вероятно, взято из европ. рыцарских романов. Впервые упоминается в документах 17–18 вв. Неоднократно посещался и описывался в 19 в. Первые раскопки амер. археолога М. Савилла (1897–98) и мекс. археолога Л. Батреса (1901); крупнейшие (и начало реконструкции) – мекс. археологов А. Касо, И. Берналя, Х. Акосты (1931–49). В 1970–80-е гг. – исследование поселенч. системы (амер. археологи Р. Блантон, С. Ковалевски, Г. Фейнман, Л. Николас и др.). С 1992 исследования мекс. археологов М. Винтера, Н. Роблеса и др.
Основан в 5 в. до н. э. как столица вождества на севере долины Оахака. В 3–2 вв. до н. э. площадь составляла 442 га, население – 10–15 тыс. чел. В 4–5 вв. н. э. – пл. 475 га, нас. ок. 20 тыс. чел. Город был частично окружён каменной стеной. Со 2 в. до н. э. М.-А. – столица первого в Мезоамерике государства, охватывавшего значит. часть долины Оахака. Ко 2 в. н. э. им был завоёван ряд областей за пределами Оахаки, установлен контроль над торговыми путями между территорией Центр. Мексики и тихоокеанским побережьем. Процветанию М.-А. способствовало плодородие земли, наличие древесины, воды, глины, сланца, соли, известняка. М.-А. был тесно связан с Теотиуаканом, откуда поставлялся обсидиан.
Ядро М.-А. – Гл. площадь (300×150 м), ограниченная платформами и 2 рядами монументальных построек (большой дворец на юго-востоке, стадион для игры в мяч на северо-западе, храмы, «Галерея пленников»). На вершине Сев. платформы (230×220 м, выс. 10 м) был углублённый двор, окружённый храмами, дворцами, резиденциями знати. На вершине Юж. платформы (130: 130 м) – 2 постройки, разделённые двором, в центре которого находился алтарь. В центре площади были здания, в т. ч. здание J с триумфальными иероглифич. надписями (2–1 вв. до н. э.). «Галерея пленников» (здание L; 4–2 вв. до н. э.) содержит более 300 каменных монументов с изображениями и календарными именами пленников с отрубленными головами и выпущенными внутренностями (т. н. танцоров). Очевидно, в ней запечатлён ход завоевания долины Оахака. В 3–6 вв. н. э. осн. формой письм. памятников в М.-А. стали надписи на стелах, посвящённые воцарениям, завоевательным походам и ритуалам сапотекских царей. Часть стел располагалась на площади, другие были вмурованы в стену Юж. платформы. Царские гробницы (погребения 43 и 11 – 3–1 вв. до н. э.; 104 и 105 – 3–5 вв. н. э.) и захоронения знати располагались под полом зданий или в центре внутр. дворов в каменных камерах, часто с настенными росписями и притолоками с иероглифич. надписями. В городских кварталах исследованы погребения с подзахоронениями. Известны коллективные жертвенные захоронения. На склонах холма вокруг площади находилось ок. 2000 жилых террас. Окрестные холмы были заняты кварталами, соединёнными с центром дорогами. В пригородной зоне были сооружены оросительные системы. Были развиты гончарное произ-во («фигурные урны» – погребальные изображения предков и божеств; хорошо обожжённая серая керамика типа G-12; комали для приготовления кукурузных лепёшек и др.), обработка морских раковин, обсидиана и др. импортных материалов.
С 7 в. сапотекское гос-во вступило в полосу кризиса, в 8–9 вв. дворцы и храмы Гл. площади перестают использоваться или перестраиваются, на Юж. платформе строится оборонительная стена. К 10 в. М.-А. был оставлен и превратился в погребальный центр. От постклассич. периода (10 – нач. 16 вв.) дошли гробницы сапотекских и миштекских правителей с большим количеством золотых изделий. Для захоронения иногда использовались погребения классич. времени (напр., погребение 7). Ныне в М.-А. находится Археологич. музей. М.-А. включён в список Всемирного наследия.