ЛА́ЧЕНС ЛЮТИЕНС ЭДВИН ЛАНДСИР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛА́ЧЕНС, Лютиенс (Lutyens) Эдвин Ландсир (29.3.1869, Лондон – 1.1.1944, там же), англ. архитектор. Учился в худож. школе при Южно-Кенсингтонском музее (1885–87). В 1887 поступил учеником в архит. мастерскую «Джордж и Пето» (Лондон). В 1889 получил заказ на проект загородного дома Круксбери в графстве Суррей и открыл собств. архит. бюро в Лондоне. В 1890-е – нач. 1900-х гг. возводил загородные резиденции в русле нац. романтизма (дом ландшафтного дизайнера Г. Джекилл, сотрудничавшей с Л. в этот период, – Манстед-Вуд в Суррее, 1896; Динери-Гарден в Беркшире, 1899–1902). Некоторые работы Л. отмечены влиянием стиля модерн, в частности «школы Глазго» (дом Оверстранд-холл в Норфолке, 1899–1901). С нач. 1900-х гг. Л. создавал проекты загородных домов-«замков» (замок Дрого в Девоне, 1910–32). Тогда же Л. обратился к классич. архитектуре, первоначально в рамках эклектизма (интерьер дома Литл-Такем в Суссексе, 1902).
Поворот Л. к неоклассицизму отражён в проекте имения Хиткот в Йоркшире (1906), ориентированном на образцы зодчества маньеризма. В 1908 Л. было поручено проектирование центра «пригорода-сада Хемпстед» на северо-востоке Лондона, где он создал площадь с двумя церквами, в которых классич. элементы соединены с формами нац. романтизма (1908–11). Для Йоханнесбурга (ныне – ЮАР) Л. спроектировал в формах неоклассики здание Нац. галереи (сейчас Муниципальная галерея искусств, 1911–36; проект Л. реализован не полностью) и Мемориал полка Ранд в виде триумфальной арки (1911). В 1912 Л. назначен архитектором Планировочной комиссии Дели для разработки генплана новой столицы Брит. Индии Нью-Дели. Его формальное решение основано на плане П. Ш. Ланфана для Вашингтона, а также на идеях «города-сада» Э. Хоуарда: равносторонний треугольник поделён на секции широкими проспектами. К постройкам Л. в Нью-Дели относятся дворец вице-короля (1912–30; ныне дворец президента Индии «Раштрапати Бхаван»), триумфальная арка «Ворота Индии» (Всеиндийский воен. мемориал; 1931), в которых использованы принципы классич. архитектуры и элементы традиц. индийского зодчества, и др.
В 1917 Л. назначен архитектором Комиссии имперских воен. захоронений. Он создал мемориал погибшим в 1-й мировой войне «Кенотаф» в Лондоне (1919–20), в котором проявилось стремление Л. к геометризации и упрощению классич. форм; разработал планы 126 воен. кладбищ во Франции, а также мемориала «Пропавшим без вести на Сомме» (1927–32, Тьепваль); создал типовые проекты «Большого военного камня» – памятника для кладбищ Великобритании. В 1920–30-е гг. Л. спроектировал ряд построек в русле неоклассицизма (фасад конторского здания «Британник хаус» в Лондоне, 1920–24; здание посольства Великобритании в Вашингтоне, 1927–28), а также – под влиянием ар деко (многоквартирный дом на Пейдж-стрит в Лондоне; филиал Мидленд-банка в Манчестере; оба 1929). С 1929 работал над проектом католич. собора Ливерпуля (реализована только крипта, 1933–1940), соединившим идею центрич. собора эпохи Возрождения с мотивами др.-рим., романской, визант. архитектуры. С 1938 и до своей смерти Л. занимал пост президента Королевской АХ. В 1918 возведён в рыцарское достоинство.