ГРАДОСТРОИ́ТЕЛЬСТВО
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРАДОСТРОИ́ТЕЛЬСТВО, теория и практика планировки и застройки городов; область архитектуры и строительства, комплексно решающая функционально-практические (экономич., демографич., строительно-технич., санитарно-гигиенич.) и эстетические (архитектурно-художественные) задачи. Цели Г. – создание благоприятных условий для проживания населения, функционирования объектов производства, науки, культуры, коммунального хозяйства, а также формирование и сохранение экологически чистой и эстетически осмысленной гор. среды.
Город – наиболее крупный и сложный объект архит. и технич. проектирования, представляющий собой не только архит. ансамбль, но прежде всего сложную, развивающуюся пространственную систему, параметры которой постоянно меняются. Традиционно Г. рассматривалось как элемент архит. деятельности, начиная с классич. трактатов об архитектуре (Витрувий, Л. Б. Альберти, В. Скамоцци и др.), непременной частью которых были главы, посвящённые Г. Современное Г. понимается как комплексная деятельность, в которую архитектура входит составной частью на равных с блоком социальных, технич. и управленч. дисциплин. На способы и содержание Г. влияют формы и особенности урбанизации, физич. рост городов и агломераций, свойства их развития как сложных динамич. систем, основы правового регулирования недвижимости, задачи и способы управления гор. развитием. В 20 в. градостроит. наука превратилась в отд. область знаний. Наряду с архит. дисциплинами (планировка и застройка населённых мест, районная планировка, ландшафтная архитектура, дизайн гор. среды и др.) она включает ряд отраслевых (экономика гор. строительства, водоснабжение, водоотведение, энергоснабжение, теплофикация, организация внутригородского и внешнего транспорта, инж. подготовка гор. территорий, их благоустройство и озеленение, сооружение инж. подземных сетей, охрана архит. памятников и гор. ландшафтов и т. п.).
Планировка и застройка городов, их архит.-худож. облик складываются постепенно, в результате длительного коллективного труда архитекторов, инженеров и строителей. Поэтому планомерное Г. требует творч. преемственности и градостроит. дисциплины в осуществлении общих архит. и инж. замыслов, заложенных в генеральных планах развития городов и проектах застройки отд. гор. районов. Ведущая роль в Г. принадлежит гл. архитекторам города, которые осуществляют творч. и организационно-технич. руководство их планировкой и застройкой.
В сложившихся городах Г. решает две взаимоисключающие задачи – сохранение историч. облика города и его комплексную реконструкцию. Имеется в виду не только модернизация жилого фонда, водопроводных и канализац. сетей, но и строительство в условиях сложившейся застройки новых сооружений, в т. ч. транспортных развязок и подземных автостоянок, перепрофилирование или вынос за пределы гор. территории санитарно-неблагополучных и устаревших предприятий, работы по благоустройству и т. п. Показателями благоустройства городов являются их экология, степень освещённости, озеленения, уровень транспортного обслуживания населения, обеспечение энерго-, тепло- и водоснабжением, канализацией и др. Мероприятия по благоустройству условно могут быть разделены на 2 этапа: инженерная подготовка территории для жилой застройки и работы, производимые на стадии эксплуатации. Благоустройство территории жилой застройки предполагает строительство площадок разл. назначения (детских, спортивных, парковочных и др.), устройство садов и парков, сооружение композиций с малыми архит. формами. Важная часть благоустройства – очистка населённых мест, включающая работы по сбору, транспортировке и утилизации мусора; летнюю и зимнюю уборку дворов, улиц и площадей коммунальными машинами. Мероприятия по благоустройству осуществляют предприятия коммунального хозяйства, которые обеспечивают функционирование коммунальных сетей (трубопроводы систем отопления, канализации, водопровода, газоснабжения), ТЭЦ, газовых подстанций, мусороперерабатывающих заводов, очистных сооружений, транспорта и др., а также проводят ремонт, реконструкцию и эксплуатацию жилых и обществ. зданий, дорог и тротуаров, мостовых и тоннельных сооружений; в их ведении мероприятия по борьбе с загазованностью, шумом и т. п.
Объединяющее значение в структуре города имеет формирование единой системы магистральных улиц и гор. дорог, взаимная согласованность архитектурно-планировочной организации и транспортной системы города. Система магистральных улиц (каркас всей транспортно-планировочной организации города) обеспечивает выходы на связь с др. городами и пригородами. Появление автомобиля сделало повседневно доступными мн. пригородные территории и способствовало быстрому росту городов. В совр. Г. всё большее значение приобретает фактор времени. Прогрессивность системы расселения, качества планировки и застройки городов определяется, в частности, разветвлённостью сети и скоростью движения гор. транспорта. Существующие санитарно-гигиенич. правила регламентируют затраты времени на передвижение на работу в зависимости от численности населения города. Так, эти затраты для городов (по нормативам на 2005) с населением 2 млн. чел. не должны превышать 45 мин, с населением 1 млн. – 40 мин, 500 тыс. – 37 мин, 100 тыс. и менее – 30 мин. Для обеспечения безопасного, быстрого и удобного гор. движения прокладываются новые и реконструируются старые улицы, строятся скоростные гор. магистрали непрерывного движения, ограничивается движение и парковка индивидуального автотранспорта на центр. улицах и площадях.
Материальный фонд городов (здания, инж. сооружения) рассчитывается на срок технич. амортизации ок. 80–100 лет, однако часто эти здания и сооружения эксплуатируются в течение более длительных сроков. Магистральная сеть города, рассчитываемая только на совр. потоки гор. транспорта, может оказаться неприемлемой для будущих, значительно бóльших потоков и новых видов транспорта. Установленные размеры гор. территории и мощность инж. сооружений могут оказаться недостаточными для долговременного развития города. Поэтому особо важной проблемой Г. стала разработка научно обоснованных долговременных прогнозов развития как отд. городов, так и всего Г. в целом. При планировке и застройке городов должны учитываться достижения социального и науч.-технич. прогресса, а также осуществляться преемственность стадий проектирования, без которой гор. ландшафт распадается на плохо связанные элементы.
При разл. моделях управления Г. различаются содержание и характер проектов планировки и застройки. В странах с традициями централизованного управления Г. проекты планировки и застройки определяют комплекс архит. решений и нормативных параметров (композиционное решение, зонирование, плотность и виды застройки и т. п.). При либеральной модели проектом задаётся минимум градостроит. условий, при этом большая свобода предоставляется застройщикам и инвесторам. В развитых странах, как правило, разработка и реализация градостроит. проектов опирается на официально принятые градостроит. нормы и правила. В России – это спец. глава Строит. норм и правил (СНиП) по планировке и застройке населённых мест, включая сельские, а также по районной планировке. В градостроит. проектировании мн. стран широко используется компьютерная техника (информац. обеспечение – банки данных, решение проектных задач в режиме диалога с ЭВМ, компьютерная графика). В России имеется сеть специализир. институтов по градостроит. проектированию (НИИПИ Генплана г. Москва, Гипрогор, ЦНИИП градостроительства и др.) и по застройке городов. В составе Рос. академии архитектуры и строит. наук (РААСН) действует Отделение градостроительства.
Исторический очерк
История Г. восходит к рубежу 3–2-го тыс. до н. э., когда в устройстве гор. поселений на территории стран Древнего Востока начинают утверждаться принципы регулярной планировки. Как показывают археологич. раскопки, осн. центры др.-инд. цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппа (2500–1500 до н. э.) имели прямоугольную сеть улиц и были благоустроены. Др.-егип. город, построенный в короткий срок близ пирамиды Сенусерта II по единому плану (Кахун; 20–19 вв. до н. э.), был ограждён по периметру прямоугольником стен и разделён стеной на 2 части (в одной находились дворец, дома знати, караульные помещения, склады; в другой – правильные кварталы домов ремесленников). Найденная глиняная табличка с планом г. Ниппур в Двуречье (12 в. до н. э.) свидетельствует о высоком уровне специализации мастеров, занимавшихся большими планировочными работами. По свидетельству трактата «Чжоу ли» (3 в. до н. э.), древняя столица Китая Лои (ныне Лоян) имела в плане квадратные очертания, делилась на кварталы широтными и меридианальными улицами, в её центре располагались имп. дворцы и храмы. Др.-перс. Г. знаменито грандиозными дворцовыми комплексами (в Пасаргадах, Персеполе, Сузах). По определённому плану создавались культовые центры и города в др.-индейских гocударствах доколумбовой Америки (комплекс города-государства Теотиуакан в Мексике, цитадель Мачу-Пикчу в Перу). Особым своеобразием отличались пуэбло – дома-селения родовой общины, имевшие П-образный или дугообразный план (вмещали до 1–3 тыс. человек).
Для др.-греч. полиса характерно деление на верхний укреплённый город (акрополь) и остальную часть поселения (с агорой, часто – с выходом в гавань). Ансамбль афинского Акрополя – выдающееся произведение градостроит. иск-ва античности, построенное в соответствии с принципами живописной композиции. Урбанистич. система, названная именем др.-греч. мастера Гипподама из Милета (см. Гипподамова система) и основанная на идее регулярной планировки (прямоугольная сеть улиц с прямоугольными площадями и композиц. осью, образованной гл. улицей), использовалась при разбивке воен. поселений, торговых колоний, при реконструкции городов Пирей, Родос, Милет, Селинунт и др. Др.-рим. Г. отличалось последовательностью в осуществлении таких мероприятий, как прокладка стратегич. дорог, сооружение инж. объектов (в т. ч. мостов, акведуков, подземных коллекторов), благоустройство городов (системы водопровода, канализации, мощение улиц, строительство обществ. терм и т. д.). В столичном Риме исторически сформировалась сложная гор. структура с рядом взаимосвязанных форумов (римского и императорских) и др. обществ. пространств. Однако осн. принципом др.-рим. градостроительства была жёсткая унификация планировочных схем: её примерами служат планы рим. воен. лагерей с прямыми улицами, выходящими на гл. площадь (преторий), а также города Помпеи, Тимгад, Остия.
В 5–12 вв. в Индии был создан трактат «Шилпашастра», служивший руководством при строительстве городов, где применялась регулярная (Джайпур, 18 в.) и свободная (Фатихпyp-Сикри, 16–17 вв.) планировка. На принципах регулярной планировки в сочетании с живописностью больших парков в период династии Мин (14–17 вв.) был почти заново построен Пекин, ставший столицей Китая. Ср.-век. города Центр. Азии (Бухара, Самарканд) и Ирана имели 3-частную структуру: укреплённый шахристан, цитадель и торгово-ремесленный пригород – рабад. В араб. странах города были укреплены стенами, внутри которых беспорядочно располагались закрытые кварталы. Священный город мусульман Медина в 7–8 вв. был обнесён вытянутой полуовалом стеной, имел 2 пересекающиеся гл. улицы и обширный культовый комплекс с мечетью Харам. Ведущая роль в Г. принадлежала обществ. сооружениям (строились целые кварталы рынков с крытыми улицами и др., медресе, больницы).
Важнейшими градообразующими объектами в Европе в эпоху Средневековья были замок феодала или монастырь (а в ряде случаев – рыночная площадь), вокруг которых возникали поселения. Естеств. рост и развитие городов в 13–14 вв. (таких, как города Ганзейского союза Гамбург, Бремен и др.; Пиза, Сиена, Флоренция в Италии; в рус. княжествах и землях – Киев, Чернигов, Новгород, Псков) приводит к формированию радиальных и радиально-кольцевых, а также веерных планировочных структур. На территории внутри гор. стен возникала плотная застройка с тесными улицами. Осн. пространственными доминантами становились соборный ансамбль, торговая площадь и ратуша. В рус. городах центр. укреплённая часть – кремль (детинец; в Москве, Новгороде, Коломне, Смоленске и др.) размещался на высоких местах у рек или озёр и выделялся среди окружающей застройки своими высотными акцентами (соборами, колокольнями, башнями). Предместья (или рус. слободы), выросшие за гор. стенами, окружались новым поясом укреплений. На месте прежних стен или вдоль них прокладывались кольцевые улицы. Так, планировочную структуру Москвы в 17 в. составляют оборонит. стены в неск. концентрич. поясов: Кремль, Китай-город, Белый город, Скородом, или Земляной город; система радиальных улиц и загородных монастырей-форпостов.
В эпоху Возрождения регулярность становится идеалом Г. и находит выражение в Италии как в практич. экспериментах, так и в теоретич. трактатах. Планы с прямоугольной сетью улиц и лучевые планы встречаются в проектах идеального города А. Филарете, в рисунках Франческо ди Джорджо Мартини, Леонардо да Винчи и др. Близки этому идеалу укреплённые города Саббионета (построен герцогом Веспасиано Гонзаго) и Пальманова (по проекту Дж. Саворньяно, Б. Лорини, В. Скамоцци и др.). Попытки подчинить композицию правильному рисунку плана сопровождались стремлением создавать сценич. эффекты с перспективными видами, как это было сделано Микеланджело в устройстве трапециевидной Пьяцца-дель-Кампидольо на Капитолийском холме в Риме (с 1546; фокусом «сцены» стала конная статуя имп. Марка Аврелия). Большое влияние на пространственное мышление градостроителей оказала 3-лучевая композиция, осуществлённая в Риме (по инициативе пап Льва X и Климента VII), т. н. трезубец: магистрали Виа-ди-Рипетта (1513–21) и Виа-дель-Бабуино (1534–1549) расходятся от Пьяцца-дель-Пополо по обеим сторонам Виа-дель-Корсо.
Значит. масштаб Г. приобрело в 17–18 вв., в период формирования крупных централизов. государств. Появляются парадные гор. площади (ансамбль пл. Св. Петра в Риме, арх. Дж. Л. Бернини; во Франции т. н. королевские площади). Образцами нового регулярного Г. стали королевская резиденция Версаль, проспект Елисейских Полей в Париже (сер. 17 в., арх. А. Ленотр). Новые приёмы построения гор. ансамблей были основаны на идее красоты больших архитектурно организованных пространств, включающих элементы природы. Кон. 17 – нач. 18 вв. – период перестройки и перепланировки мн. столиц с использованием композиц. приёмов регулярного Г. и садово-паркового иск-ва. Замкнутые и полузамкнутые формы площадей эпохи Ренессанса и барокко сменяются открытыми композициями, включающими улицы, набережные и бульвары (пл. Людовика XV в Париже, ныне пл. Согласия, 1753–66, арх. Ж. А. Габриель). На Г. начинает влиять принцип построения живописной композиции, развитый в англ. паркостроении той эпохи. Возникают также концепции индустриального города, в т. ч. задуманные в монументальных формах (город Шо в проекте К. Н. Леду).
В рус. Г. новый этап был связан с реформами Петра I и становлением Рос. империи. Возведение новой столицы – С.-Петербурга (с 3-лучевой системой улиц, расходящихся от Адмиралтейства), новых городов (Петрозаводск, Екатеринбург, Екатеринослав, Одесса, Севастополь и др.) осуществлялось по специально разработанным генеральным планам. Во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. на основе регулярных планов были перепланированы и перестроены все административные центры Рос. империи, включая многие старинные города (Тверь, Ярославль, Кострома, Калуга, Псков, Владимир и др.). В большинстве случаев новые планы учитывали расположение существующих крупных комплексов (кремлей, соборных площадей), направления главных улиц, связь города с реками и водоёмами; напр., во Владимире, Новгороде, Ростове и др. В развитии рус. Г. в 18–19 вв. большую роль сыграло творчество П. М. Еропкина, И. К. Коробова, В. И. Баженова, И. Е. Старова, М. Ф. Казакова, А. Д. Захарова, А. Н. Воронихина, К. И. Росси, О. И. Бове, У. Гесте, В. П. Стасова.
Пром. переворот 18 – нач. 19 вв. вызвал быстрый рост городов, в которых хаотично размещались жилые кварталы, заводы, ж.-д. линии и т. п. Возникла потребность в перепланировке ряда крупных городов, которая осуществлялась в сер. – 2-й пол. 19 в. Так, в сер. 19 в. по плану Ж. Османа была проведена масштабная реконструкция Парижа с прокладкой (пробивкой в толще ср.-век. застройки) прямых авеню, цепи больших бульваров и парков. К работе, в ходе которой складывался Второй империи стиль, были привлечены крупнейшие франц. архитекторы и художники (Ш. Гарнье и др.). Реконструкция Вены (кольцевая ул. Рингштрассе, построенная на месте ср.-век. оборонит. сооружений) послужила примером для сходных планировочных решений в др. городах: её парадная фасадная застройка, обилие скульптурной и живописной декорации вошли в историю как «стиль Рингштрассе». В Г. США значит. размах приняло направление ландшафтной архитектуры (среди достижений которого – система парков Бостона) и т. н. движение Красивого города (образцом которого стал ансамбль «Белый город» на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго, 1893, арх. Д. Х. Бёрнем). На рубеже 19 и 20 вв. междунар. резонанс получили идеи австр. арх. К. Зитте (автора книги о худож. основах Г. и издателя первого профильного ж. «Der Städtebau»), выступавшего с критикой совр. Г. и призывавшего к сохранению традиций европ. городов. Междунар. значение приобрела и идея города-сада, высказанная англ. теоретиком архитектуры и социологом Э. Хоуардом. В Великобритании она была осуществлена Р. Энвином и Б. Паркером (города-сады Нью-Ирсуик, близ Лечуорта, Хампстед-Гарден, близ Лондона). Проекты городов-садов создавались во Франции («Париж-сады» в Дравее), Германии (Хеллерау, близ Дрездена, арх. Х. Кампфмайер, и др.), Италии, Испании и др. В России предпринимались попытки осуществить эту идею в Томске, Кузнецке, Киселёвске (арх. А. Д. Крячков), Барнауле (арх. И. Ф. Носович), пос. Кратово в Моск. обл. (арх. В. Н. Семёнов) и др.; действовало Об-во городов-садов (с 1914). В нач. 1920-х гг. возникла новая область Г. – районная планировка, т. е. организация территорий в единстве города и примыкающих к нему регионов (Л. П. Аберкромби и др.).
С кон. 19 в. высказывались предложения по преобразованию городов с учётом развития совр. транспорта. В Испании А. Сориа-и-Мата выступил с концепцией линейного города, который развивается вдоль непрерывной трассы, идущей по территории страны. Во Франции арх. Э. А. Энар предлагал трансформировать Париж в «город будущего», в Италии арх.-футурист А. Сант-Элиа создал рисунки города будущего, сформированного комплексной сетью вертикального и горизонтального движения. В США это явление было связано с бурным развитием строительства небоскрёбов (образы фантастич. метрополисов в архит. графике Х. У. Корбетта и Х. Феррисса).
Для 20 в. большое значение имело направление авангардного Г. (радикально-утопич. проекты, в т. ч. «Лучезарный город» Ле Корбюзье, идеи отеч. архитекторов – представителей дезурбанизма, растущего города в виде параболы Н. А. Ладовского и др.). Громкую известность получила т. н. Афинская хартия [опубл. в 1943 Ле Корбюзье от имени участников Междунар. конгресса совр. архитектуры (CIAM) в Афинах, 1933]. В ней были провозглашены новые принципы функционального зонирования (зоны жилища, работы, досуга, передвижения), свободной планировки и др. Символами передового Г. стали такие города, как Чандигарх и Бразилиа, возведённые на свободных территориях по единому плану.
Однако гл. мероприятиями Г. после 2-й мировой войны были восстановление и реконструкция разрушенных городов (Гавра, Роттердама, Варшавы и др.). Одновременно решались жилищная проблема и проблема разгрузки крупных урбанистич. центров (в т. ч. по программам «больших ансамблей» в городах Франции, массового строительства жилых районов на периферии городов в Сов. Союзе, создания городов-спутников в Скандинавских странах и в Великобритании, развития Парижской агломерации). В Сов. Союзе построены новые пром. города (в т. ч. Ангарск, Братск, Тольятти, Набережные Челны) и города науки (Зеленоград, Дубна, Протвино, Пущино).
Традиции авангарда были продолжены в 1960-е гг. представителями разл. направлений проектной футурологии (япон. метаболистами, И. Фридманом, группой Аркигрэм и др.), предлагавшими варианты развития городов в разл. природных средах: на акваториях, в надземных и подземных пространствах и т. п. Тогда же были представлены концепции «кинетической системы расселения» (К. П. Пчельников, А. В. Иконников; проект «Застава Ильича», 1964–65) и «нового элемента расселения» (группа НЭР: А. В. Бабуров, А. Э. Гутнов, И. Г. Лежава и др.). В США К. Линч с коллегами по Массачусетскому технологич. ин-ту проводил исследование проблемы восприятия города его жителями и пытался ввести параметры этого «обыденного» восприятия в систему градостроит. проектирования (впервые использовал интервью с горожанами). Под влиянием их работ Р. Вентури, С. Айзенур и Д. Скотт-Браун занялись изучением градостроит. поп-культуры, опубликовав эпатажное исследование «Уроки Лас-Вегаса» (1972). К сер. 1970-х гг. завоевали признание идеи «контекстуализма» и «архитектуры соучастия», сторонники которых стремились вписать новое сооружение в историч. среду, наладить контакты с массовым потребителем. Некоторые архитекторы постмодернизма уделяли внимание проблемам Г., ориентируясь в осн. на композиц. схемы классицизма, барокко и бозар (А. Росси, Л. и Р. Крир, Р. Бофилл). Среди наиболее важных градостроит. мероприятий рубежа тысячелетий – масштабная реконструкция Берлина, крупные проекты регенерации городов по программе подготовки к Олимпийским играм в Испании, реконструкции Нижнего Манхэттена в Нью-Йорке.
В 1920-е гг. в России была проведена реконструкция рабочих окраин в крупных городах (в Москве, Ленинграде, Баку и др.); в 1930-е гг. осуществлялась планировка пром. и курортных районов страны, строились новые индустриальные города (Запорожье, Магнитогорск, Новокузнецк и др.), велась реконструкция Москвы на основе генплана 1935 (В. Н. Семёнов, С. Е. Чернышёв и др.). В кон. 1940–60-х гг. осн. направление Г. – восстановление городов, разрушенных во время Вел. Отеч. войны (в т. ч. Волгограда, архитекторы К. С. Алабян, В. Н. Симбирцев, Н. Х. Поляков; Севастополя, Новгорода, арх. А. В. Щусев; Смоленска, арх. Г. П. Гольц и др.), а также строительство новых городов. С сер. 1950-х гг. начинается массовое индустриальное строительство в сложившихся городах на территориях окраин, продолжается возведение крупных городов-новостроек, разработан (1971) и осуществлён генплан Москвы (М. В. Посохин, Н. Н. Уллас и др.). В ходе сов. эксперимента утвердились тенденции унификации, типизации, однообразия приёмов планировки и застройки. Историч. рус. города утратили часть архит.-градостроит. наследия. Преодоление этой тенденции наметилось в проектах реконструкции историч. районов, создания пешеходных зон (Старый Арбат, 1980-е гг., реконструкция Манежной пл., 1990-е гг., Москва), переоборудования производств. зданий и целых пром. зон в места культурной и рекреационной деятельности.