Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУРА́ТОВ ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ

П. П. Муратов. Портрет работы Н. П. Ульянова. Итальянский карандаш. 1912. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва).

МУРА́ТОВ Па­вел Пав­ло­вич [19.2(3.3).1881, Боб­ров, Во­ро­неж­ская губ. – 5.10.1950, по­ме­стье Уайт­черч-ха­ус, граф­ст­во Уо­тер­форд, Ир­лан­дия], рос. ис­то­рик иск-ва, пи­са­тель, пе­ре­во­дчик, ху­дож. и лит. кри­тик. Ро­дил­ся в се­мье во­ен. вра­ча. Дя­дя М. В. Му­ра­то­ва. Окон­чил ка­дет­ский кор­пус, учил­ся в Ин-те ин­же­не­ров пу­тей со­об­ще­ния (1900–04) в С.-Пе­тер­бур­ге; был на во­ен. служ­бе (1904–05). Жил в Мо­ск­ве. Со­вер­шал по­езд­ки по Ев­ро­пе (Лон­дон и Па­риж, 1905–06; с 1908 не­од­но­крат­но – по Ита­лии, став­шей его «ду­хов­ной ро­ди­ной»). Ра­бо­тал в Ру­мян­цев­ском му­зее (1906–14, хра­ни­тель т. н. Ху­дож. от­де­ла). Ув­лёк­шись совр. зап. и рус. иск-вом, М. с 1906 пуб­ли­ко­вал в жур­на­лах «Зо­ло­тое ру­но», «Апол­лон» и др. об­зо­ры вы­ста­вок, ста­тьи о рус. ху­дож­ни­ках, на­пи­сал мо­но­гра­фии о П. Се­зан­не, П. П. Кон­ча­лов­ском (1923), Н. П. Уль­я­но­ве (1925, совм. с Б. А. Гриф­цо­вым). Под влия­ни­ем книг об Ита­лии Стен­да­ля, И. В. Гё­те, англ. лит.-кри­тич. эс­се­из­ма (У. Па­тер, Вер­нон Ли, Дж. Сай­мондс) соз­дал свой наи­бо­лее из­вест­ный труд, вы­со­ко оце­нён­ный со­вре­мен­ни­ка­ми, – «Об­ра­зы Ита­лии» (т. 1–2, 1911–12; 2-е изд., т. 1–2, 1912–13; т. 3, 1917; с 1990-х гг. не­од­но­крат­но пе­ре­из­да­ёт­ся). Кни­га про­ник­ну­та ро­ман­тич. вос­при­яти­ем; в ней впе­чат­ле­ния от ис­то­рии, лит-ры, ланд­шаф­та, про­из­ве­де­ний иск-ва син­те­ти­че­ски пе­ре­плав­ля­ют­ся в ли­те­ра­ту­ру, объ­е­ди­няю­щую на­уч­но-объ­ек­тив­ное и эс­те­ти­че­ски-субъ­ек­тив­ное вос­при­ятие. Внёс боль­шой вклад в от­кры­тие и изу­че­ние ху­дож. ас­пек­тов др.-рус. ико­но­пи­си с по­зи­ций фор­маль­но-пси­хо­ло­гич. эс­те­ти­ки: на­пи­сан­ный им 6-й том («Рус­ская жи­во­пись до се­ре­ди­ны XVII ве­ка», 1914) «Ис­то­рии рус­ско­го ис­кус­ст­ва» (под ред. И. Э. Гра­ба­ря) стал пер­вой ис­то­ри­ей ико­но­пи­си, по­стро­ен­ной на прин­ци­пах пе­рио­ди­за­ции и ис­то­рич. эво­лю­ции; сре­ди ста­тей так­же «Древ­не­рус­ская жи­во­пись в со­б­ра­нии И. С. Ост­ро­ухо­ва», «Ви­зан­тий­ское ми­фо­твор­че­ст­во» (обе 1914). В 1912–13 пу­те­ше­ст­во­вал по Се­ве­ру Рос­сии, уча­ство­вал (вме­сте с И. С. Ост­ро­ухо­вым, А. И. Ани­си­мо­вым и др.) в со­би­ра­нии икон. В 1914 гл. ре­дак­тор ж. «Со­фия», рас­смат­ри­вав­ше­го рус. куль­ту­ру в кон­тек­сте ев­ро­пей­ской. Опуб­ли­ко­вал свои пе­ре­во­ды: «Во­об­ра­жае­мые порт­ре­ты» У. Па­те­ра (1908), «Но­вел­лы италь­ян­ско­го Воз­ро­ж­де­ния» (ч. 1–3, 1912–13) и др.

В 1914–18 при­ни­мал уча­стие в 1-й ми­ро­вой вой­не, по­сле ко­то­рой об­ра­тил­ся к лит. твор­че­ст­ву: сб-ки рас­ска­зов «Ге­рои и ге­рои­ни» (1918) и «Ма­ги­че­ские рас­ска­зы» (1922), ро­ман «Эге­рия» (1922). Сти­ли­зо­ван­ная ху­дож. про­за М. вы­да­ёт влия­ние А. де Ре­нье и от­час­ти близ­ка про­зе М. А. Куз­ми­на и В. Я. Брю­со­ва. В 1918–22 за­ни­мал разл. долж­но­сти при Нар­ком­про­се; в 1921 один из ру­ко­во­ди­те­лей Ин-та ис­кус­ст­во­зна­ния и ар­хео­ло­гии. За­ни­мал­ся про­бле­ма­ми рес­тав­ра­ции (вме­сте с И. Э. Гра­ба­рём), был од­ним из ос­но­ва­те­лей на­уч.-про­све­тит. об-ва «Studio Italiano». В 1922, вы­ехав из Сов. Рос­сии в ко­ман­ди­ров­ку в Бер­лин, ос­тал­ся за ру­бе­жом, с кон. 1923 жил в Ри­ме, с 1927 – в Па­ри­же, с 1939 – в Лон­до­не, с кон. 1940-х гг. – в Ир­лан­дии. Ав­тор куль­ту­ро­ло­гич. эс­се («Пред­ви­де­ния», 1922; «Сеи­чен­то», 1923; «Ан­ти-ис­кус­ст­во» и «Ис­кус­ст­во и на­род», 1924; «Ки­не­ма­то­граф», 1925; «Ис­кус­ст­во про­зы», 1926). В 1920-е гг. об­ра­тил­ся к со­чи­не­нию ко­ме­дий («Ко­фей­ня», 1922; «При­клю­че­ния Даф­ни­са и Хлои», 1926; «Мав­ри­та­ния», 1927). Из­дал кни­ги о др.-рус. («L’Ancienne peinture russe», 1925) и ев­роп. («Frate Angeli­co», 1929; «La sculpture gothique», 1931) иск-ве; со­труд­ни­чал со мно­ги­ми эмиг­рант­ски­ми рус. из­да­ния­ми (ж. «Бе­се­да», газ. «Воз­ро­ж­де­ние» и др.), был чле­ном об-ва «Ико­на» в Па­ри­же. По­сле по­езд­ки в Япо­нию и США (1934) ос­тав­ля­ет жур­на­ли­сти­ку и соз­да­ёт ра­бо­ты по ис­то­рии 1-й и 2-й (совм. с У. Ал­ле­ном, изд. в 1944–46) ми­ро­вых войн, о рус.-англ. от­но­ше­ни­ях в 16 в., о кавк. кам­па­ни­ях в Рос­сии (изд. в 1953).

Лит.: Allen W. P. P. Muratoff // Byzantion Revue internationale des études byzantiones. 1950. Vol. 20; Бах­рах А. По па­мя­ти, по за­пи­сям… Па­риж, 1980; Зай­цев Б. К. Мои со­вре­мен­ни­ки. Л., 1988; Гра­щен­ков В. Н. П. П. Му­ра­тов и его «Об­ра­зы Ита­лии» // Му­ра­тов П. П. Об­ра­зы Ита­лии. М., 1993. Т. 1; Тол­ма­чёв В. М. Об­раз кра­со­ты // Му­ра­тов П. П. Об­ра­зы Ита­лии. М., 1994; Риц­ци Д. П. Му­ра­тов о со­вре­мен­ном ис­кус­ст­ве // Рус­ский аван­гард в кру­гу ев­ро­пей­ских куль­тур. М., 1994; Ли­те­ра­тур­ная эн­цик­ло­пе­дия Рус­ско­го За­ру­бе­жья. 1918–1940. М., 1997. Т. 1; Рус­ские пи­са­те­ли. 1800–1917. Био­гра­фи­че­ский сло­варь. М., 1999. Т. 4.

Вернуться к началу