МУРА́ТОВ ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУРА́ТОВ Павел Павлович [19.2(3.3).1881, Бобров, Воронежская губ. – 5.10.1950, поместье Уайтчерч-хаус, графство Уотерфорд, Ирландия], рос. историк иск-ва, писатель, переводчик, худож. и лит. критик. Родился в семье воен. врача. Дядя М. В. Муратова. Окончил кадетский корпус, учился в Ин-те инженеров путей сообщения (1900–04) в С.-Петербурге; был на воен. службе (1904–05). Жил в Москве. Совершал поездки по Европе (Лондон и Париж, 1905–06; с 1908 неоднократно – по Италии, ставшей его «духовной родиной»). Работал в Румянцевском музее (1906–14, хранитель т. н. Худож. отдела). Увлёкшись совр. зап. и рус. иск-вом, М. с 1906 публиковал в журналах «Золотое руно», «Аполлон» и др. обзоры выставок, статьи о рус. художниках, написал монографии о П. Сезанне, П. П. Кончаловском (1923), Н. П. Ульянове (1925, совм. с Б. А. Грифцовым). Под влиянием книг об Италии Стендаля, И. В. Гёте, англ. лит.-критич. эссеизма (У. Патер, Вернон Ли, Дж. Саймондс) создал свой наиболее известный труд, высоко оценённый современниками, – «Образы Италии» (т. 1–2, 1911–12; 2-е изд., т. 1–2, 1912–13; т. 3, 1917; с 1990-х гг. неоднократно переиздаётся). Книга проникнута романтич. восприятием; в ней впечатления от истории, лит-ры, ландшафта, произведений иск-ва синтетически переплавляются в литературу, объединяющую научно-объективное и эстетически-субъективное восприятие. Внёс большой вклад в открытие и изучение худож. аспектов др.-рус. иконописи с позиций формально-психологич. эстетики: написанный им 6-й том («Русская живопись до середины XVII века», 1914) «Истории русского искусства» (под ред. И. Э. Грабаря) стал первой историей иконописи, построенной на принципах периодизации и историч. эволюции; среди статей также «Древнерусская живопись в собрании И. С. Остроухова», «Византийское мифотворчество» (обе 1914). В 1912–13 путешествовал по Северу России, участвовал (вместе с И. С. Остроуховым, А. И. Анисимовым и др.) в собирании икон. В 1914 гл. редактор ж. «София», рассматривавшего рус. культуру в контексте европейской. Опубликовал свои переводы: «Воображаемые портреты» У. Патера (1908), «Новеллы итальянского Возрождения» (ч. 1–3, 1912–13) и др.
В 1914–18 принимал участие в 1-й мировой войне, после которой обратился к лит. творчеству: сб-ки рассказов «Герои и героини» (1918) и «Магические рассказы» (1922), роман «Эгерия» (1922). Стилизованная худож. проза М. выдаёт влияние А. де Ренье и отчасти близка прозе М. А. Кузмина и В. Я. Брюсова. В 1918–22 занимал разл. должности при Наркомпросе; в 1921 один из руководителей Ин-та искусствознания и археологии. Занимался проблемами реставрации (вместе с И. Э. Грабарём), был одним из основателей науч.-просветит. об-ва «Studio Italiano». В 1922, выехав из Сов. России в командировку в Берлин, остался за рубежом, с кон. 1923 жил в Риме, с 1927 – в Париже, с 1939 – в Лондоне, с кон. 1940-х гг. – в Ирландии. Автор культурологич. эссе («Предвидения», 1922; «Сеиченто», 1923; «Анти-искусство» и «Искусство и народ», 1924; «Кинематограф», 1925; «Искусство прозы», 1926). В 1920-е гг. обратился к сочинению комедий («Кофейня», 1922; «Приключения Дафниса и Хлои», 1926; «Мавритания», 1927). Издал книги о др.-рус. («L’Ancienne peinture russe», 1925) и европ. («Frate Angelico», 1929; «La sculpture gothique», 1931) иск-ве; сотрудничал со многими эмигрантскими рус. изданиями (ж. «Беседа», газ. «Возрождение» и др.), был членом об-ва «Икона» в Париже. После поездки в Японию и США (1934) оставляет журналистику и создаёт работы по истории 1-й и 2-й (совм. с У. Алленом, изд. в 1944–46) мировых войн, о рус.-англ. отношениях в 16 в., о кавк. кампаниях в России (изд. в 1953).