ОСТРОУ́ХОВ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСТРОУ́ХОВ Илья Семёнович [20.7(1.8).1858, Москва – 8.7.1929, там же], рос. живописец, коллекционер, музейный деятель, д. чл. петерб. АХ (1906). Родился в купеч. семье. Окончил Моск. практич. академию коммерч. наук (1873). Жил в Москве, с сер. 1870-х гг. служил в торговом доме «Петра Боткина сыновья», вошёл в правление предприятия (до 1917 пайщик Т-ва чайной торговли «Петра Боткина сыновья»). В 1889 женился на Н. П. Боткиной (см. Боткины). Познакомившись с С. И. Мамонтовым в 1874, начал заниматься живописью – брал уроки у А. А. Киселёва (1880), посещал воскресные рисовальные вечера у И. Е. Репина (1881–82), частную мастерскую П. П. Чистякова в С.-Петербурге (1882–84), пользовался советами В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, был вольнослушателем МУЖВЗ (1886). С 1880 участвовал в деятельности Абрамцевского художественного кружка. Действит. чл. Имп. археологич. об-ва (с 1887), чл. Моск. архит. об-ва (с 1905). Экспонент (с 1886) и чл. ТПХВ (1891–1903), член-учредитель СРХ (с 1903), чл. выставочной группы «36 художников» (1901–03), один из организаторов и чл. Моск. лит.-худож. кружка (1899–1917) и об-ва «Свободная эстетика» (1907–10). Путешествовал по странам Европы (в т. ч. с В. А. Серовым и бр. М. А. и Ю. А. Мамонтовыми по Италии в 1887). Мастер лирич. пейзажа (преим. Подмосковья), сочетающего реалистич. ви́дение натуры с приёмами пленэрной живописи; испытал влияние символизма и модерна («В Абрамцевском парке», 1885, Историко-худож. и лит. музей-заповедник «Абрамцево»; «Ранней весной», 1887; «Пруд», 1899; «Липы осенью», этюд, 1909, все – в ГТГ). Вершина творчества О. – пейзаж «Сиверко» (1890, ГТГ), «удивительно верное и скромное изображение русской природы» (А. Н. Бенуа).
С 1901 гласный Моск. гор. думы. В поздние годы жизни занимался преим. коллекционированием, также изучением др.-рус. живописи. Чл. комиссии по реставрации росписей соборов Московского Кремля и др. храмов Москвы и Подмосковья; после смерти П. М. Третьякова – чл. Совета (1898–1903), затем попечитель (1905–13) Третьяковской галереи. Инициировал ремонт и реконструкцию здания галереи, следил за реставрацией живописи; один из авторов и редактор каталога «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых» (1901–09). Дом О. в Москве (Трубниковский пер., 17) стал настоящим центром худож. и муз. жизни, здесь же размещались его ценнейшее собрание икон (включающее редчайшие византийские иконы) и коллекции рус. (работы М. А. Врубеля, А. А. Иванова, И. И. Левитана, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, А. К. Саврасова, В. А. Серова, Ф. П. Толстого, П. А. Федотова, С. Ф. Щедрина и др.) и зап.-европ. (произведения К. Коро, Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане, А. Матисса) живописи, также скульптуры, мебели, церковной утвари и др. С 1890 частный музей О. был открыт для свободного посещения (в 1905 осуществил пристройки к дому, в 1914 надстроил этаж для коллекции). В 1918 собрание О. национализировано и преобразовано в Музей иконописи и живописи им. И. С. Остроухова (с 1924 на правах филиала ГТГ; О. оставался пожизненным хранителем музея). После смерти О. музей был закрыт, осн. часть коллекции передана в ГТГ, также в ГРМ, ГМИИ, Музей нового зап. иск-ва, Музей-заповедник «Поленово»; обширное собрание книг передано в РГБ и науч. б-ку ГТГ.