НАУ́ЧНАЯ ФАНТА́СТИКА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАУ́ЧНАЯ ФАНТА́СТИКА (англ. science fiction, франц. science-fiction), 1) одна из основных разновидностей фантастич. лит-ры, вбирающая в себя различные прозаич. жанры и основанная на рациональных гипотезах в области науки и техники. Термин «Н. ф.» утвердился благодаря деятельности амер. изобретателя Х. Гернсбека, который в 1926 стал издавать первый специализир. журнал по Н. ф. «Amazing Stories». У истоков Н. ф. – романы-утопии «Новая Атлантида» Ф. Бэкона (1627), «Мечта» (опубл. в 1634) И. Кеплера, «Человек на Луне» (опубл. в 1638) Ф. Годвина, «Иной свет, или Государства и империи Луны» (1657) С. Сирано де Бержерака, «Год две тысячи четыреста сороковой» (1771) Л. С. Мерсье; роман-памфлет «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта (1726); филос. повесть «Микромегас» Вольтера (1752). Формирование Н. ф. приходится на 19 в.: роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» М. Шелли (1818), повесть «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфалля» (1835) Э. А. По, и др. Науч. прозрениями насыщены романы наиболее значит. представителей Н. ф. 2-й пол. 19 – нач. 20 вв.: «Париж в ХХ веке» (1863, опубл. в 1994), «Путешествие к центру земли» (1864), «20000 лье под водой» (1869) Ж. Верна; «Машина времени» (1895), «Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1898), «Первые люди на Луне» (1901) Г. Уэллса. В 20 в. Н. ф. наиболее активно развивалась в США: Э. Р. Берроуз, А. Азимов, А. Кларк, Ф. Дик, А. Ван Вогт, Р. Хайнлайн, К. Саймак, Р. Шекли.
Осн. массив Н. ф. создаётся в русле массовой литературы; нередко Н. ф. включает в себя мотивы, характерные для готического романа (Г. Уэллс, Г. Леруж) и приключенческой литературы. Во многих случаях Н. ф. сближается с фэнтези: «Космическая трилогия» К. С. Льюиса (1938–45), романы амер. писателей У. Ле Гуин, Р. Желязного, Г. Каттнера (цикл о мутантах Хогбенах). Нередко на первый план в произведениях Н. ф. выходит социально-филос. (Р. Брэдбери, Дж. Баллард, С. Лем) или политич. (К. Чапек, П. Буль) проблематика.
Первый образец Н. ф. в России – роман В. Ф. Одоевского «4338 год» (1840, не окончен). Элементы Н. ф. присущи роману-утопии «Красная звезда» А. А. Богданова (1908). Научно-популярная направленность доминирует в романах «Плутония» (1915, опубл. в 1924) и «Земля Санникова» (1926) В. А. Обручева; сочетание науч.-технич. допущений с острым антибуржуазным пафосом отличает романы «Аэлита» (1923) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1927) А. Н. Толстого. Важное место в истории отеч. Н. ф. занимают романы А. Р. Беляева: «Голова профессора Доуэля» (1937), «Человек-амфибия» (1928), «Продавец воздуха» (1929), «Ариэль» (1941) и др. Одно из наиболее значит. произведений сов. Н. ф. – роман «Туманность Андромеды» И. А. Ефремова (1957), рисующий общество восторжествовавшего коммунизма. Крупнейшими отеч. представителями Н. ф. стали бр. А. Н. и Б. Н. Стругацкие: юмористич. повесть «Понедельник начинается в субботу» (1965), роман-детектив «Отель "У погибшего альпиниста"» (1970), отличающиеся экспериментом в области жанровой формы; повесть «Улитка на склоне» (публиковалась частями в 1966 и 1968, полностью – в 1988), романы «Град обреченный» (1975, опубл. в 1988–89), «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988), для которых характерна критика коммунистич. утопии, и др. В 1960–70-е гг. известность получили также произведения Д. А. Биленкина, К. Булычёва, М. Т. Емцева и Е. И. Парнова, В. Д. Михайлова, Б. Г. Штерна. Среди писателей, обратившихся к Н. ф. на рубеже 20–21 вв., – А. Г. Лазарчук, С. В. Лукьяненко, В. М. Рыбаков, Е. Ю. Лукин.
2) Жанр кинематографа. Первые в истории кино научно-фантастич. фильмы создали франц. режиссёры Ф. Зекка («Завоевание воздуха», 1901) и Ж. Мельес («Путешествие на Луну», 1902; «20 000 лье под водой», 1907; «На завоевание полюса», 1912, и др.). Фильмы Я. А. Протазанова («Аэлита» по А. Н. Толстому, 1924), Л. В. Кулешова («Луч смерти», 1925), Ф. Ланга («Метрополис», 1927; «Женщина на Луне», 1929) обогатили жанр рядом новых изобразит. мотивов. Центр. темами Н. ф. в кино стали завоевание космоса, контакты с неведомыми цивилизациями, предостережения о губительных последствиях накопления атомного и др. оружия массового поражения («Космический рейс» В. Н. Журавлёва, 1936; «Направление – Луна» И. Пайчела, 1950; «Это пришло из другого пространства» Дж. Арнолда, 1953; «Завоевание космоса» Б. Хаскина, 1955; «На последнем берегу» С. Крамера, 1959). С 1960–70-х гг. внимание часто переносилось с научно-технич. проблем на нравственные, философские, социальные: «Проклятые» Дж. Лоузи (1961); «Человек-амфибия» Г. С. Казанского и В. А. Чеботарёва (1962); «451° по Фаренгейту» Ф. Трюффо (1966); «2001: Космическая одиссея» (1968) и «Заводной апельсин» (1971) С. Кубрика; «Солярис» А. А. Тарковского (1972); «Страна на закате: Дания – 1980» П. Уоткинса (1977) и др. К жанру Н. ф. обращались крупнейшие режиссёры: Дж. Лукас (цикл о «звёздных войнах»), Д. Кроненберг («Муха», 1986), Дж. Кэмерон («Бездна», 1989), С. Спилберг («Близкие контакты третьей степени», 1977; «Парк Юрского периода», 1993; «Особое мнение», 2002, и др.), Л. Бессон («Пятый элемент», 1997), П. Верховен («Вспомнить всё», 1990; «Звёздный десант», 1997), Л. фон Триер («Меланхолия», 2011). Среди др. фильмов: «Нечто» Дж. Карпентера (1982), сериал «Секретные материалы» (1993–2002), «Звёздные врата» (1994) и «День независимости» (1996) Р. Эммериха, «Армагеддон» М. Бея (1998), «Матрица» Э. и Л. Вячовски (1999), «Знамение» А. Пройаса (2009). В 2000–10-х гг. развитие также получили фантастич. киноциклы: «Люди в чёрном» (1997–2012), «Человек-паук» (2002–12) и др.