Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЭ́НТЕЗИ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 681-682

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Е. Осовский; А. В. Шпагин (фэнтези в кинематографе)

ФЭ́НТЕЗИ (от англ. fantasy – фан­та­зия) в ли­те­ра­ту­ре, раз­но­вид­ность фан­та­стич. ли­те­ра­ту­ры, ос­но­ван­ная на ир­ра­цио­наль­ных, ска­зоч­но-ми­фо­ло­гич. мо­ти­вах; от­но­сит­ся пре­им. к мас­со­вой ли­те­ра­ту­ре. Ф., су­ще­ст­вуя на сты­ке фан­та­стиче­ской и при­клю­чен­че­ской ли­те­ра­ту­ры, раз­ви­ва­ет тра­ди­ции ср.-век. ев­роп. эпо­са, ге­ро­ич. по­эмы, фольк­лор­ной и лит. сказ­ки, ры­цар­ско­го ро­ма­на, ро­ман­тич. и нео­ро­ман­тич. про­из­ве­де­ний ис­то­рич. и псев­до­ис­то­рич. ха­рак­те­ра, го­ти­че­ско­го ро­ма­на и нео­го­ти­ки. Пред­став­лен­ная пре­им. жан­ром ро­ма­на, Ф. офор­ми­лась впер­вые в кон. 19 в. в твор­че­ст­ве У. Мор­ри­са. Рас­цвет Ф. при­хо­дит­ся на сер. 20 в. и свя­зан с ро­ман­ны­ми цик­ла­ми Дж. Р. Тол­ки­на и К. С. Льюи­са, соз­дав­ши­ми це­лые ми­ры па­рал­лель­ной ре­аль­но­сти – Сре­ди­зе­мье и Нар­нию. Раз­ви­ваю­щая­ся в осн. в анг­ло­языч­ных лит-рах, Ф. пред­став­ле­на на ру­бе­же 20–21 вв. мас­штаб­ны­ми ро­ман­ны­ми цик­ла­ми Р. Же­ляз­ны, С. Кин­га, У. Ле Гу­ин, А. Нор­тон, Д. Р. Мар­ти­на – в США, Дж. Ро­улинг – в Ве­ли­ко­бри­та­нии, и др.

В рус. лит-ре эле­мен­ты Ф. при­сут­ст­ву­ют в про­зе В. Я. Брю­со­ва, А. А. Кон­д­рать­е­ва, А. В. Чая­но­ва и др. Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют ро­ман М. А. Бул­га­ко­ва «Мас­тер и Мар­га­ри­та», а так­же по­весть бр. Стру­гац­ких «По­не­дель­ник на­чи­на­ет­ся в суб­бо­ту». С 1990-х гг. раз­ви­ва­ется т. н. сла­вян­ская Ф. в про­из­ве­де­ни­ях М. В. Се­мё­но­вой, Ю. А. Ни­ки­ти­на, М. Г. Ус­пен­ско­го и др., ак­тив­но вво­дя­щих в сис­те­му сю­же­тов и пер­со­на­жей ма­те­ри­ал слав. и др.-рус. ис­то­рии, ми­фо­ло­гии, ли­те­ра­ту­ры и фольк­ло­ра.

Жанр Ф. в ки­не­ма­то­гра­фе за­ро­дил­ся в США в нач. 1980-х гг. («Ко­нан-вар­вар», 1982; «Ко­нан-раз­ру­ши­тель», 1984). Рас­цвет ки­но­жан­ра при­шёл­ся на 2000-е гг., ко­гда в ки­не­ма­то­гра­фе по­яви­лись ком­пь­ю­тер­ные тех­но­ло­гии, по­зво­ляю­щие соз­да­вать мак­си­маль­но зре­лищ­ные и вы­ра­зит. филь­мы, пред­став­ляв­шие со­бой как эк­ра­ни­за­ции лит. про­изве­де­ний, так и лен­ты по ори­ги­наль­ным сце­на­ри­ям («Вла­сте­лин ко­лец», 2001–03; «Гар­ри Пот­тер», 2001–11; «Ры­царь за­ка­та», 2003; «Хро­ни­ки Нар­нии», 2005–2010; «Эра­гон», 2006; «Огонь и лёд: хро­ни­ки дра­ко­нов», 2008; те­ле­филь­мы «Ка­ме­лот», 2011, «Иг­ра пре­сто­лов», 2011–2016). Один из наи­бо­лее ус­пеш­ных ре­жис­сё­ров, ра­бо­таю­щих в жан­ре Ф., – Т. Бер­тон («Бит­лд­жус», 1988; «Бэт­мен», 1989; «Эд­вард Ру­ки-Нож­ни­цы», 1990; «Круп­ная ры­ба», 2003; «Чар­ли и шо­ко­лад­ная фаб­ри­ка», 2005; «Али­са в стра­не чу­дес», 2010). Сю­жет­ные кон­ст­рук­ции и ху­дож. прин­ци­пы Ф. ак­тив­но исполь­зу­ют­ся в пол­но­мет­раж­ной ани­ма­ции («Огонь и лёд», 1983; «Де­ти до­ж­дя», 2003; «Dra­gon­lance: Дра­ко­ны осен­них су­ме­рек», 2008), а так­же в ком­пь­ю­тер­ных иг­рах.

В рос. ки­не­ма­то­гра­фе жанр Ф. пред­став­лен ма­ло и су­ще­ст­вен­но не раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся («Сказ­ка стран­ст­вий», 1983; «Мио, мой Мио», 1987; «Зо­ло­тая шпа­га», 1990; «Вий», 2014; «Он – дра­кон», 2015).

Лит.: Manlove С. N. Modern fantasy: Five studies. Camb.; N. Y., 1975; Wolfe G. K. Cri­ti­cal terms for science fiction and fantasy: A glossary and guide to scholarship. N. Y., 1986; Attebery B. Strategies of fantasy. Bloomington, 1992; Perret P. The faces of fantasy. N. Y., 1996; The encyclopedia of fantasy / Ed. by J. Clute, J. Grant. L., 1999; Stableford В. The A to Z of fantasy literature. Lanham, 2009; Walters J. R. Fantasy film: A critical introduction. Oxf.; N. Y., 2011; The Cambridge companion to fantasy literature. Camb.; N. Y., 2012; Саф­рон Е. А. Фольк­лор­но-ми­фо­ло­ги­че­ские ком­по­нен­ты се­ман­ти­ки «сла­вян­ской» и «скан­ди­нав­ской» фэн­те­зи. Пет­ро­за­водск, 2013; Брее­ва Т. Н., Ха­би­бул­ли­на Л. Ф. «Рус­ский миф» в сла­вян­ском фэн­те­зи. М., 2016.

Вернуться к началу