ФЭ́НТЕЗИ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЭ́НТЕЗИ (от англ. fantasy – фантазия) в литературе, разновидность фантастич. литературы, основанная на иррациональных, сказочно-мифологич. мотивах; относится преим. к массовой литературе. Ф., существуя на стыке фантастической и приключенческой литературы, развивает традиции ср.-век. европ. эпоса, героич. поэмы, фольклорной и лит. сказки, рыцарского романа, романтич. и неоромантич. произведений историч. и псевдоисторич. характера, готического романа и неоготики. Представленная преим. жанром романа, Ф. оформилась впервые в кон. 19 в. в творчестве У. Морриса. Расцвет Ф. приходится на сер. 20 в. и связан с романными циклами Дж. Р. Толкина и К. С. Льюиса, создавшими целые миры параллельной реальности – Средиземье и Нарнию. Развивающаяся в осн. в англоязычных лит-рах, Ф. представлена на рубеже 20–21 вв. масштабными романными циклами Р. Желязны, С. Кинга, У. Ле Гуин, А. Нортон, Д. Р. Мартина – в США, Дж. Роулинг – в Великобритании, и др.
В рус. лит-ре элементы Ф. присутствуют в прозе В. Я. Брюсова, А. А. Кондратьева, А. В. Чаянова и др. Особое место занимают роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а также повесть бр. Стругацких «Понедельник начинается в субботу». С 1990-х гг. развивается т. н. славянская Ф. в произведениях М. В. Семёновой, Ю. А. Никитина, М. Г. Успенского и др., активно вводящих в систему сюжетов и персонажей материал слав. и др.-рус. истории, мифологии, литературы и фольклора.
Жанр Ф. в кинематографе зародился в США в нач. 1980-х гг. («Конан-варвар», 1982; «Конан-разрушитель», 1984). Расцвет киножанра пришёлся на 2000-е гг., когда в кинематографе появились компьютерные технологии, позволяющие создавать максимально зрелищные и выразит. фильмы, представлявшие собой как экранизации лит. произведений, так и ленты по оригинальным сценариям («Властелин колец», 2001–03; «Гарри Поттер», 2001–11; «Рыцарь заката», 2003; «Хроники Нарнии», 2005–2010; «Эрагон», 2006; «Огонь и лёд: хроники драконов», 2008; телефильмы «Камелот», 2011, «Игра престолов», 2011–2016). Один из наиболее успешных режиссёров, работающих в жанре Ф., – Т. Бертон («Битлджус», 1988; «Бэтмен», 1989; «Эдвард Руки-Ножницы», 1990; «Крупная рыба», 2003; «Чарли и шоколадная фабрика», 2005; «Алиса в стране чудес», 2010). Сюжетные конструкции и худож. принципы Ф. активно используются в полнометражной анимации («Огонь и лёд», 1983; «Дети дождя», 2003; «Dragonlance: Драконы осенних сумерек», 2008), а также в компьютерных играх.
В рос. кинематографе жанр Ф. представлен мало и существенно не разрабатывается («Сказка странствий», 1983; «Мио, мой Мио», 1987; «Золотая шпага», 1990; «Вий», 2014; «Он – дракон», 2015).