ЛЬЮ́ИС КЛАЙВ СТЕЙПЛС
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЬЮ́ИС (Lewis) Клайв Стейплс (29.11.1898, Белфаст – 22.11.1963, Оксфорд), англ. прозаик, литературовед, чл. Брит. академии (1955). Участвовал в 1-й мировой войне, был ранен. Окончил Оксфордский ун-т (1924), в 1924–54 преподавал там же философию, англ. яз. и лит-ру. С 1954 проф. Кембриджского ун-та.
Дебютировал как поэт (1919). Один из участников влиятельного оксфордского кружка «инклингов» (1933–49; наряду с Дж. Толкином, Ч. Уильямсом, О. Барфилдом и др.); дружил с Т. С. Элиотом. Лит. известность Л. принесла повесть «Письма Баламута» («The Screwtape letters», 1941; рус. пер. 1991), где в форме наставительных писем опытного беса-искусителя молодому бесу говорится о соблазнах, подстерегающих христианина на духовном пути. Автор аллегорич. повестей-притч «Возвращение паломника» («The pilgrim’s regress», 1933; в рус. пер. – «Кружной путь, или Блуждания паломника», 1990) – парафраз «Пути паломника» Дж. Беньяна, «Расторжение брака» («The great divorce», 1945; рус. пер. 1990) о воображаемой экскурсии грешников из ада в рай. Апологетич. трактаты Л. о христианстве благодаря беллетристичности изложения приобрели популярность среди христиан всех конфессий: «Страдание» («The problem of pain», 1940; рус. пер. 1976), «Просто христианство» («Mere Christianity», 1943; на основе цикла радиобесед; рус. пер. 1994), «Чудо» («Miracles», 1-я ред. – 1933, 2-я ред. – 1947, 3-я ред. – 1960; рус. пер. 1991). В романах «Космической трилогии» [«Space trilogy»: «За пределы Безмолвной планеты» («Out of the silent planet», 1938), «Переландра» («Perelandra», 1938), «Мерзейшая мощь» («That hideous strength», 1945; рус. пер. – все в 1993)] предпринял попытку создания «христианской фантастики». Семь сказок цикла «Хроники Нарнии» («The Chronicles of Narnia», 1950–56; рус. пер. 1978–1992), где в аллегорич. форме изложены основы христианского учения, стали классикой детской фантастич. литературы.
Автор науч. трудов по ср.-век. лит-ре: «Аллегория любви» («The allegory of love», 1936) об эволюции понятия куртуазной любви; «Предисловие к "Потерянному раю"» («A preface to "Paradise lost"», 1942) Дж. Мильтона; «Английская литература шестнадцатого столетия, за исключением драмы» («English literature in the sixteenth century, excluding drama», 1954); «Исследование слов» («Studies in words», 1960) – анализ поэтич. категорий разл. эпох; «Отброшенный образ: введение в литературу Средних веков и Возрождения» («The discarded image: an introduction to medieval and renaissance literature», 1964) и др. Цель литературоведения видел в реконструкции авторского замысла и понимании произведения в категориях его эпохи. Выступал против восходящего к романтизму представления о поэзии как непосредственном выражении личности поэта.
Среди др. сочинений: роман «Пока мы лиц не обрели» («Till we have faces», 1956; рус. пер. 1997) – вольное переложение мифа об Амуре и Психее; эссе «Размышления о псалмах» («Reflections on the Psalms», 1958; рус. пер. 1994); автобиографич. проза «Настигнут радостью» («Surprised by joy», 1955; рус. пер. 2000), «Горе изнутри» [«A Grief observed», под псевдонимом (N. W.) Clerk, 1961].