ЛЕМ СТАНИСЛАВ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕМ (Lem) Станислав (12.9.1921, Львов – 27.3.2006, Краков), польск. писатель, философ, критик, литературовед; один из наиболее известных представителей научной фантастики. Родился в семье врача. В годы нем. оккупации работал автослесарем, участвовал в Движении Сопротивления. В 1944 продолжил прерванную войной учёбу во Львовском мед. ин-те. В 1946 репатриировался в Польшу (Краков), в 1948 окончил мед. ф-т Ягеллонского ун-та. В 1982–83 жил в Зап. Берлине, в 1983–1988 – в Вене.
Первые публикации – в периодике (1946): стихи, науч.-фантастич. и воен. рассказы, повесть «Человек с Марса» («Człowiek z Marsa», 1946). Филос. роман «Больница Преображения» («Szpital Przemienienia», 1948) удалось опубликовать только в 1955 в составе «соцреалистической» трилогии «Неутраченное время» («Czas nieutracony»). Первая опубликованная книга Л. – роман «Астронавты» («Astronauci», 1951) о полёте на Венеру. В романе «Магелланово облако» («Obłok Magellana», 1953–54) межгалактич. полёт – лишь элемент широкой панорамы утопич. коммунистич. общества. Своего рода трилогией о встречах с неведомым стали романы «Эдем» («Eden», 1958), «Солярис» («Solaris», 1961; экранизация А. А. Тарковского, 1972), «Непобедимый» («Niezwyciężony», 1963–64), где представлены разл. варианты попытки контакта с иными формами жизни и разума. В романе «Расследование» («Śledztwo», 1959) работа детективов перерастает в науч. исследование, которое не приводит к разгадке. К этой проблематике Л. позднее вернулся в повести «Насморк» («Katar», 1976). В романе «Возвращение со звёзд» («Powrót z gwiᶐzd», 1961) внешнее благополучие человечества достигается ценой исключения всякого риска, подавления любых проявлений агрессивности, а вместе с ними – и творч. начала. В романе «Рукопись, найденная в ванне» («Pamiętnik znaleziony w wannie», 1961) проблема миропознания решается в духе трагич. абсурда. В автобиографич. повести «Высокий замок» («Wysoki Zamek», 1966) исследуются механизмы памяти и возможность воссоздания детского мировидения.
Астронавт Пиркс стал героем цикла «Рассказы о пилоте Пирксе» («Opowieści o pilocie Pirxie», 1959–71), к которому примыкает роман «Фиаско» («Fiasko», нем. изд. 1986, польск. изд. 1987) – ещё одна история неудавшегося контакта. Попытки учёных разгадать некое послание из космоса составляют гл. сюжет романа «Глас Господа» («Glos Pana», 1968). В повести «Маска» («Maska», 1974) история самопознания кибернетич. машины изложена в стилистике готического романа. Цикл рецензий на несуществующие книги и предисловий к ним составляют сб-ки «Абсолютная пустота» («Doskonala próżnia», 1971), «Мнимая величина» («Wielkość urojona», 1973), «Провокация» («Prowokacja», 1980).
Первый рассказ о «знаменитом звездопроходце» Ийоне Тихом (1953) положил начало циклу «Звёздные дневники» («Dzienniki gwiazdowe», 1953–96), а также циклу рассказов, повестей и романов «Воспоминания Ийона Тихого» («Ze wspomnień Ijona Tichego», 1960–86). Юмор первых «Путешествий» Ийона Тихого со временем перерастает в сатиру, гротеск, филос. притчу. В повести «Футурологический конгресс» («Kongres futurologiczny», 1971) изображено человечество, живущее в виртуальном мире. В романе «Осмотр на месте» («Wizja lokalna», 1982) развивается тема насильственного осчастливливания общества, которое доходит до создания глобальной «этикосферы». Роман «Мир на Земле» («Pokój na Ziemi», швед. изд. 1985, польск. изд. 1987) повествует о «безлюдной» гонке вооружений на Луне. К циклу о Ийоне Тихом примыкают также радио- и телепьесы о профессоре Тарантоге. В сказочно-гротескном цикле повестей и рассказов «Кибериада» («Cyberiada», 1961–93) показан автономный мир роботов, существующий без человека. В рассказе «Альтруизин» («Altruisyna», 1965), повестях «Блаженный» («Kobyszczę », 1971) и «Повторение» («Powtórka», 1976) Л. вновь обращается к проблемам «фелицитологии» – безнадёжным попыткам осчастливить мир. В «Кибериаде», как и во многих др. произведениях, Л. выступает как мастер игры с языком и лит. стилями.
Л. – автор многочисл. науч.-филос. трактатов и эссе: «Диалоги» («Dialogi», 1957) – о кибернетике и социомоделировании; «Сумма технологии» («Summa technologiae», 1962–63) – о путях и тупиках развития цивилизации; «Философия случая» («Filozofia przypadku», 1968) – о роли случайности, перерастающей в закономерность, в эволюции мироздания, культуры и лит-ры; «Фантастика и футурология» («Fantastyka i futurologia», 1970) – об основных областях и проблемах фантастики. Среди лит.-критич. работ – очерк о романе В. В. Набокова «Лолита, или Ставрогин и Беатриче» («Lolita, czyli Stawrogin i Beatrycze», 1962). К поздней эссеистике Л. относятся сб-ки «Милые времена» («Lube czasy», 1995), «Тайна китайской комнаты» («Tajemnica chińskiego pokoju», 1996), «Sex Wars» (1996, 2004), «Придирки по мелочам» («Dziury w całym», 1997), «Мегабитовая бомба» («Bomba megabitowa», 1999), «Мгновение» («Okamgnienie», 2000), «Короткие замыкания» («Krótkie zwarcia», 2004), «Раса хищников» («Rasa drapieżców», 2006). Все осн. сочинения Л. переведены на рус. яз. (c 1955), за исключением 2 частей трилогии «Неутраченное время», которые сам автор с 1965 не перепечатывал. Мн. произведения Л. экранизированы (среди лучших экранизаций – т/ф «Слоёный пирог» А. Вайды, 1968, по мотивам рассказа «Существуете ли вы, мистер Джонс?», сценарий Л.).