ДЕТЕКТИ́В
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕТЕКТИ́В (от англ. detective – сыщик, от лат. detego – открывать, расследовать), разновидность приключенческого жанра прозы и кинематографа. Термин «Д.» появился в нач. 20 в.; ранее использовались термины «судебный роман», «криминальный роман» и др. В основе Д. – история расследования и раскрытия преступления. В ходе повествования обычно выдвигаются неск. версий случившегося, которые могут исходить как из нескольких инстанций (противопоставление офиц. расследования и разысканий частного детектива; версий, принадлежащих разл. героям повествования), так и из одной (версии последовательно разрабатываются одним сыщиком). Развязка содержит эффект неожиданности: истинной оказывается либо некая новая версия, либо наименее вероятная из рассматриваемых.
В литературе становление Д. (представленного формами рассказа, повести, романа, реже – драмы) было связано с бурным развитием криминалистики и происходило под непосредств. влиянием литературно обработанных отчётов о реальных уголовных делах («Знаменитые и интересные уголовные дела» франц. юриста Ф. де Питаваля, т. 1–20, 1734–43; «Новый Питаваль» нем. авторов Э. Хитцига и В. Алексиса, т. 1–60, 1842–90; «Мемуары» франц. сыщика Ф. Э. Видока, т. 1–4, 1828–29, и др.). Первые образцы Д. относятся к прозе романтизма: новеллы «Убийство на улице Морг» (1841), «Тайна Мари Роже» (1842–43) и «Похищенное письмо» (1844) Э. По. В них формируется одна из осн. особенностей жанра – серийность, т. е. циклизация произведений, объединённых фигурой сыщика, нередко наделённого эксцентрич. чертами (Шерлок Холмс у А. К. Дойла, Арсен Люпен у М. Леблана, священник отец Браун у Г. Честертона, Эркюль Пуаро и мисс Марпл у А. Кристи, комиссар Мегрэ у Ж. Сименона, Нат Пинкертон в цикле анонимных амер. новелл, и др.). Серийность и такие повествоват. особенности, как остросюжетность, возможность самоидентификации читателя и сыщика, взаимодействие готич., фантастич., мелодраматич. и др. жанровых составляющих, стилистич. доступность и наличие сленговых включений и пр., сделали Д. одним из осн. жанров массовой литературы. В то же время элементы Д. присутствуют в романах В. Гюго, Ч. Диккенса, Ф. М. Достоевского и др. крупных писателей 2-й пол. 19 в.
Наибольшее развитие жанр Д. во 2-й пол. 19–20 вв. получил во Франции (Э. Габорио, М. Леблан, Г. Леру, Ж. Сименон; писавшие вместе П. Буало и Т. Нарсежак), Англии (У. Коллинз, А. К. Дойл, Г. Честертон, А. Кристи, Р. Фримен), США (Д. Х. Чейз, Р. Чандлер, Э. С. Гарднер, Р. Стаут). В России Д. появляется в 1870-е гг.: романы «Рассказы следователя» (1872), «Нераскрытое преступление» (1878) А. А. Шкляревского. В сов. время в жанре Д. работали М. Шагинян, А. Г. Адамов, Л. С. Овалов, бр. А. А. и Г. А. Вайнеры, Ю. С. Семёнов; среди авторов 1990–2000-х гг. – Б. Акунин, Д. А. Донцова. Авторами Д. нередко становились проф. сыщики: Р. Борниш, А. Б. Маринина и др.
Сюжетная схема Д. допускает разнообразные модификации и проекции в разл. жизненные сферы, что порождает многочисл. разновидности жанра: шпионский (Дж. Ле Карре, Я. Флеминг), политический (Дж. Карр в Англии, М. Шёвалль и П. Валё в Швеции, Л. Шаша в Италии), гангстерский (Д. Хамметт в США), иронический (И. Хмелевская в Польше), культурологический (У. Эко в Италии) и др. Синтез Д. и филос. прозы представляют романы Ф. Дюрренматта о детективе Барлахе. В лит-ре 2-й пол. 20 в. шаблоны традиционных Д. нередко подвергаются пародированию («Разносчик» П. Хандке, 1967, и др.).
В кинематографе Д. зачастую представляет собой экранизацию лит. произведения, однако отличается бóльшим динамизмом, акцентом на действии, а не на размышлении и анализе.
Одним из первых Д. в кино считается ф. «История одного преступления» Ф. Зекка (1901). В 1910-х гг. широкое распространение получили сериалы из жизни преступников и сыщиков: «Фантомас» (1913–14), «Жюдекс» и «Новая миссия Жюдекса» (1916–17) Л. Фёйада, «Сонька – золотая ручка» А. О. Дранкова и Ю. Юрьевского (1914–15). С нач. 1930-х гг. появились гангстерские фильмы: «Маленький Цезарь» (1930, реж. М. Ле Рой), «Лицо со шрамом» (1932, реж. Х. Хоукс; 1983, реж. Б. Де Пальма), «Нельсон – детское личико» (1957, реж. Д. Зигель), «Бонни и Клайд» (1967, реж. А. Пенн), «Диллинджер» (1972, реж. Дж. Милиус), трилогия о «Крёстном отце» Ф. Ф. Копполы (1972–1990). Усиление организованной преступности вызвало появление т. н. полицейских фильмов: «Джи-мены» (1935, реж. У. Кейли), «Грязный Гарри» (1972, реж. Д. Зигель), «Серпико» (1973, реж. С. Люмет), трилогия «Крепкий орешек» (1988–95, режиссёры Дж. Мактирнан, Р. Харли). В рос. кино полицейским фильмам соответствовали фильмы о милиции: «Дело № 306» (1956, реж. А. М. Рыбаков), «Место встречи изменить нельзя» (1979, реж. С. С. Говорухин), «Инспектор ГАИ» (1983, реж. Э. М. Уразбаев) и др. С нач. 1940-х гг. популярность завоевали «чёрные фильмы», в которых раскрывалась изнанка внешне благопристойного общества: «Мальтийский сокол» (1941, реж. Дж. Хьюстон), «Глубокий сон» (1946, реж. Х. Хоукс), «Тем тяжелее будет падение» (1956, реж. М. Робсон) и др. В ряду «шпионских» Д. выделяется серия фильмов об агенте Джеймсе Бонде (с 1962); в отеч. кино – Д. о разведчиках: «Подвиг разведчика» (1947, реж. Б. В. Барнет), «Мёртвый сезон» (1968, реж. С. Я. Кулиш), «Семнадцать мгновений весны» (1973, реж. Т. М. Лиознова) и др.
Особенную популярность в истории кино приобрели комедии и пародии на детективные жанры: «Полицейские» (1922, реж. Б. Китон), «Некоторые любят погорячее» (в отеч. прокате – «В джазе только девушки», 1959, реж. Б. Уайлдер), «Лекарство от любви» (1966, реж. Я. Баторы) и др. В этом ряду на особом месте стоят работы А. Хичкока – мастера Д. с напряжённым сюжетом (т. н. саспенс), изысканно дозировавшего элементы комического и ужасного: «39 ступенек» (1935), «Головокружение» (1958), «К северу через северо-запад» (1959), «Психо» (1960) и др.
Политизация зап. кино в 1960–70-х гг. вызвала к жизни серию политических Д.: «Дзета» (1969, реж. К. Коста-Гаврас), «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» (1969, реж. Э. Петри), «Сиятельные трупы» (1976, реж. Ф. Рози), телесериал «Спрут» (1984–1999, режиссёры Д. Дамиани, Ф. Ванчини, Л. Перелли, Дж. Баттиато). На рубеже 20–21 вв. центр. темой как гангстерских, так и полицейских фильмов стали коррупция и глобальное беззаконие: «Однажды в Америке» (1984) С. Леоне, «Хорошие ребята» (1990) и «Отступники» (2006; пр. «Оскар») М. Скорсезе, «Секреты Лос-Анджелеса» (1997) К. Хансона, «Чёрная орхидея» (2006) Б. Де Пальмы.