Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИ́ТОН БЕСТЕР

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 190

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Б. Китон в фильме «Поезжай на Запад». 1925.

КИ́ТОН (Keaton) Бес­тер (Ба­стер; наст. имя Джо­зеф Фрэн­сис) (4.10.1896, по др. дан­ным, 1895, Пи­ку­эй – 1.2.1966, Лос-Анд­же­лес), амер. ак­тёр, ре­жис­сёр. С трёх лет уча­ст­во­вал с ро­ди­те­ля­ми в эс­т­рад­ном но­ме­ре «Трое Ки­тон». В 1917 по при­гла­ше­нию из­вест­но­го ко­ми­ка Р. Ар­бэк­ля (Фат­ти) де­бю­ти­ро­вал в ки­но («Маль­чик из мяс­ной лав­ки»). Сни­мал­ся в ко­рот­ко­мет­раж­ных филь­мах с уча­сти­ем Фат­ти. Сце­на­рист и ре­жис­сёр не­ко­то­рых сво­их кар­тин. Ко­мизм иг­ры К. был ос­но­ван на не­со­от­вет­ст­вии бес­стра­ст­ной мас­ки че­ло­ве­ка, «ко­то­рый ни­ко­гда не сме­ёт­ся» (это ус­ло­вие спе­ци­аль­но ого­ва­ри­ва­лось в кон­трак­те), стре­ми­тель­но из­ме­няю­щим­ся си­туа­ци­ям. От­лич­ный спорт­смен, про­шед­ший шко­лу ак­ро­ба­ти­ки, К. не­при­ну­ж­дён­но ис­пол­нял са­мые не­ве­ро­ят­ные трю­ки; при этом он вно­сил в ли­хо­ра­доч­ный ритм ко­ме­дии глу­бо­кий дра­ма­тизм, по­ка­зы­вая оди­но­че­ст­во и не­за­щи­щён­ность ге­роя во вра­ж­деб­ном ему ми­ре. Филь­мы К. за­час­тую про­ник­ну­ты горь­кой и тон­кой иро­ни­ей. «Три эпо­хи» (1923) – па­ро­дия на «Не­тер­пи­мость» Д. У. Гриф­фи­та. В ф. «На­ше гос­те­при­им­ст­во» (1923) К. вы­смеи­вал ме­ло­дра­мы, вос­пе­ваю­щие «доб­рое ста­рое вре­мя», в «Шер­ло­ке-млад­шем» (1924) – де­тек­тив­ные филь­мы и штам­пы мас­со­вой про­дук­ции, в ф. «Ге­не­рал» (1926) – псев­до­ис­то­рич. бое­ви­ки о вой­не ме­ж­ду Се­ве­ром и Югом. Ин­тел­лек­ту­аль­ный юмор, не­ожи­дан­ные по­во­ро­ты сю­же­та, уме­ние най­ти ко­мизм в про­стых, ка­за­лось бы не­смеш­ных, си­туа­ци­ях, све­жесть приё­мов вы­дви­ну­ли К. в ряд наи­бо­лее зна­чит. ак­тё­ров и ре­жис­сё­ров 1920-х гг. Сре­ди др. филь­мов – «Со­се­ди», «Днев­ные сны», «По­ез­жай на За­пад». С по­яв­ле­ни­ем зву­ка в ки­но на­чал­ся дли­тель­ный кри­зис в его твор­че­ст­ве. В 1930-х – 1-й пол. 1940-х гг. К. сни­мал­ся в США и Фран­ции, од­на­ко эти филь­мы бы­ли зна­чи­тель­но сла­бее его ра­бот 1920-х гг. Из-за тя­жё­лой бо­лез­ни вновь поя­вил­ся на эк­ра­нах лишь в нач. 1950-х гг., ис­пол­нив эпи­зо­дич. ро­ли в филь­мах Б. Уайл­де­ра («Сан­сет Буль­вар») и Ч. Ча­п­ли­на («Ог­ни рам­пы»). Фильм «Ис­то­рия Бес­те­ра Ки­то­на» (1957), ко­то­рый он кон­суль­ти­ро­вал, по­мог ему вер­нуть­ся к ак­тив­ной творч. дея­тель­но­сти. В 1960-х гг. сни­мал­ся в филь­мах «Это бе­зум­ный, бе­зум­ный, бе­зум­ный, бе­зум­ный мир», «Ве­че­рин­ка в пи­жа­ме», «Пу­те­вой об­ход­чик», «Смеш­ное про­ис­ше­ст­вие на пу­ти к фо­ру­му» и др. Спец. пр. «Ос­кар» (1959).

Соч.: My wonderful world of slapstick. L., 1967 (with C. Samuels).

Лит.: Гехт С. Б. Ки­тон. 2-е изд. М., 1926; Ко­ми­ки ми­ро­во­го эк­ра­на. М., 1966; Lebel J. B. Keaton. L., 1967; Robinson D. B. Keaton. L., 1970; Blesh R. Keaton. N. Y., 1971; Denis M. B. Keaton. P., 1971; Coursodon J. B. Keaton. P., 1973; Wead G., Lellis G. The film career of B. Keaton. Boston, 1977; Вол­ков А. А. Экс­цен­три­че­ская ко­ме­дия. М., 1977; Фел­ли­ни Ф. Де­лать фильм. М., 1984; Чер­нен­ко М. Не­ве­ро­ят­ный Ки­тон // Со­вет­ский эк­ран. 1987. № 1; Dardis T. Keaton: the man, who wouldn’t lie down. L., 1989; Kline J. The complete films of B. Keaton. N. Y., 1993; McPherson E. B. Keaton: tempest in a flat hat. N. Y., 2005.

Вернуться к началу