ДЮ́РРЕНМАТТ ФРИДРИХ ЙОЗЕФ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЮ́РРЕНМАТТ (Dürrenmatt) Фридрих Йозеф (5.1.1921, Конольфинген, кантон Берн – 14.12.1990, Невшатель), швейц. писатель. Писал на нем. яз. Родился в семье пастора. Изучал в Цюрихе и Берне философию, германистику, естеств. науки (1941–45). В качестве театрального критика и графика работал в еженедельнике «Zü richer Weltwoche», в 1968–1969 возглавлял Базельский театр. Начал печататься в 1945. Рассказы Д. 1940-х гг. [«Рождество» («Weihnacht»), «Палач» («Der Folterknecht»), «Старик» («Der Alte», рус. пер. 1997), «Город» («Die Stadt»), «Туннель» («Der Tunnel», рус. пер. 1990) и др.; все опубл. в 1952], отразившие влияние Ф. Кафки и экспрессионистов, исполнены мрачных фантасмагорий и проникнуты ощущением бессмысленности бытия; уже в них нашло выражение центральное для всего творчества Д. представление о мире как о тюрьме или сумасшедшем доме, где человек – одновременно узник и надзиратель, палач и жертва. Большой успех имели детективные романы Д. «Судья и его палач» («Der Richter und sein Henker», 1951, рус. пер. 1966, экранизирован в 1976), «Обещание» («Das Versprechen», 1958, рус. пер. 1966), насыщенные философской и обществ.-политич. проблематикой.
В кон. 1940-х гг. Д. обратился к драматургии, вскоре добившись в этой области мирового признания. Трагедии «В Писании сказано...» [«Es steht geschrieben», 1947; переработанный вариант «Анабаптисты» («Die Wiedertäufer», 1967, рус. пер. 1998)], «Слепой» («Der Blinde», 1947) – размышления Д. на материале нац. истории о причинах 2-й мировой войны. Наибольшую известность Д. принесли пьесы: «Визит старой дамы» («Der Besuch der alten Dame», 1956, рус. пер. 1958, экранизирована в 1964, 1989) – гротескная притча о власти денег и нравственной деградации общества, а также «Физики» («Die Physiker», 1962, рус. пер. 1969) на тему моральной ответственности учёного за свои открытия. Среди др. пьес: «Ромул Великий» («Romulus der Große», 1949, рус. пер. 1969), «Ангел приходит в Вавилон» («Ein Engel kommt nach Babylon», 1953, пост. в 1961, рус. пер. 1969), «Брак господина Миссисипи» («Die Ehe des Herrn Mississipi», 1950, рус. пер. 1998), «Играем Стриндберга» («Play Strindberg», 1969, рус. пер. 1973). В 1950-е гг. Д. создал ряд радиопьес, внеся в этот жанр значит. драматургич. новации: «Ночной разговор с палачом» («Nächtliches Gespräch mit einem verachteten Menschen», пост. в 1952, опубл. в 1957, рус. пер. 1991), «Вечер поздней осенью» («Abendstunde im Spätherbst», 1959, рус. пер. 1969).
Иронично-скептические, эпатажные пьесы Д., в которых прослеживается влияние театра Б. Брехта, представляют собой трагикомич. фарсы. Их действие развивается стремительно и непредсказуемо; в них широко использованы иносказания, парадоксальные, гротескные гиперболы. Свои взгляды на театр Д. изложил в ст. «Заметки о комедии» («Anmerkung zur Komödie», 1952) и сб. эссе «Проблемы театра» («Theaterprobleme», 1955). Для поздней драматургии Д. характерен отказ от проработки деталей и образов; всё большее внимание уделяется сценич. языку, театральным экспериментам: пьесы «Портрет планеты» («Porträ t eines Planeten», 1971, рус. пер. 1990), «Соучастник» («Der Mitmacher», 1976, рус. пер. 1998), «Ахтерлоо» («Achterloo», 1983, рус. пер. 1998), драматич. баллада «Минотавр» («Minotaurus», 1985, рус. пер. 1990). Грандиозные картины последних времён человечества созданы в повести «Зимняя война в Тибете» («Winterkrieg in Tibet», 1981, рус. пер. 1990), новелле «Поручение» («Der Auftrag», 1986, рус. пер. 1990), романе «Долина хаоса» («Durcheinandertal», 1989).