РОЛЬ СОЦИА́ЛЬНАЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОЛЬ СОЦИА́ЛЬНАЯ, нормативно регулируемые типы и формы поведения людей, зависящие от их статуса, положения в социальной структуре. Р. с. выражается в ожиданиях (экспектациях) и пожеланиях, фиксируется в нормах и требованиях, которые предъявляются обществом к индивидам и группам и обеспечиваются разл. санкциями (см. Контроль социальный). Каждая роль, соответствующая определённому статусу личности, представляет собой набор прав и обязанностей по отношению к окружающим её в конкретной ситуации индивидам.
Определение понятия «Р. с.» было дано, независимо друг от друга, Дж. Г. Мидом и Р. Линтоном. Мид как сторонник символического интеракционизма рассматривал Р. с. как форму непосредственного взаимодействия людей, «игру», в ходе которой человек, представляя себя в роли другого, усваивает социальные нормы и способствует собств. социализации. При этом каждая роль предполагает взаимодействие с др. ролями (покупателя с продавцом, отца с ребёнком и т. д.). Линтон – сторонник функционализма – определял Р. с. как «динамический аспект статуса» и рассматривал её в качестве единицы обществ. структуры. Т. Парсонс определял роль одновременно как поведение, нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей, и как компонент социальной структуры.
В разл. типологиях Р. с. выделяют роли: аскриптивные (объективно предопределяемые рождением, возрастом, полом) и достигаемые (личными усилиями индивида); конвенциональные (стандартизированные и безличные, строящиеся на основе прав и обязанностей индивида, независимо от того, кто эти роли исполняет) и межличностные (когда выполняемые права и обязанности зависят от индивидуальных особенностей участников межличностного взаимодействия, их чувств, эмоций, предпочтений).
Структура личности не сводится к совокупности её социальных ролей, представляющих собой разл. грани её цельного обществ. поведения. Диапазон и число исполняемых личностью Р. с. зависят от многообразия социальных групп, видов деятельности и отношений, в которых участвует индивид, от его потребностей и интересов. Принятие той или иной Р. с. представляет собой сложный процесс, неотъемлемой частью которого является коммуникация. В процессе адаптации к роли могут возникнуть ролевая напряжённость и ролевой конфликт, когда реализуемые человеком роли оказываются плохо совместимыми.
Действуя в соответствии с исполняемой ею ролью, личность руководствуется также своими индивидуальными мотивами, проявляет конкретные поведенч. установки и эмоциональные реакции. Посредством обучения Р. с. усваиваются и нормы культуры.
Описание деятельности людей за пределами Р. с. охватывает разл. формы спонтанного и отклоняющегося поведения. Понятие Р. с. широко используется в концепциях социализации, теории малых групп, социальной антропологии, социометрии, психиатрии.