Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТА́ТУС

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 202-203

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Г. Подвойский

СТА́ТУС (лат. status, букв. – стоя­ние; со­стоя­ние, оп­ре­де­лён­ное по­ло­же­ние ве­щей) со­ци­аль­ный, ха­рак­те­ри­сти­ка по­ло­же­ния ин­ди­ви­дов или групп в струк­ту­ре об­ще­ст­ва, про­стей­ший ком­по­нент сис­те­мы со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции. Об­ще­ст­во как упо­ря­до­чен­ная со­во­куп­ность ста­тус­ных по­зи­ций при­ни­ма­ет вид «пи­ра­ми­ды» (со­ци­аль­ная ие­рар­хия), де­лаю­щей не­из­беж­ным су­ще­ст­во­ва­ние разл. ви­дов со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ст­ва.

Ди­на­ми­че­ским из­ме­ре­ни­ем С. яв­ля­ет­ся роль со­ци­аль­ная: ка­ж­до­му но­си­те­лю кон­крет­но­го С. его со­ци­аль­ным ок­ру­же­ни­ем при­пи­сы­ва­ет­ся в ка­че­ст­ве «долж­но­го» оп­ре­де­лён­ное по­ве­де­ние, ре­гу­ли­руе­мое со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми, оп­ре­де­лён­ный на­бор прав, обя­зан­но­стей и тре­бо­ва­ний, на­хо­дя­щих от­ра­же­ние в ро­ле­вых ожи­да­ни­ях.

Так как ин­ди­вид не­ред­ко яв­ля­ет­ся чле­ном не­сколь­ких со­ци­аль­ных групп, вы­пол­ня­ет мно­же­ст­во функ­ций и иг­ра­ет разл. ро­ли, его С. пред­став­ля­ет со­бой слож­ную кон­фи­гу­ра­цию с боль­шим ко­ли­че­ст­вом па­ра­мет­ров. «Ста­ту­со­об­ра­зую­щи­ми» фак­то­ра­ми мо­гут быть власть, соб­ст­вен­ность, дос­туп к де­фи­цит­ным ре­сур­сам, пре­стиж, ав­то­ри­тет, ре­пу­та­ция, про­фес­сия, уро­вень об­ра­зо­ва­ния и ква­ли­фи­ка­ции, долж­но­ст­ная по­зи­ция и не­фор­маль­ное ли­дер­ст­во, стиль и об­раз жиз­ни, об­ла­да­ние поч. зва­ния­ми, ти­ту­ла­ми и ре­га­лия­ми, «со­ци­аль­ное про­ис­хо­ж­де­ние», эт­нич. при­над­леж­ность, ве­ро­ис­по­ве­да­ние, воз­раст и т. д. Ино­гда вы­де­ля­ют лич­ный С., свя­зан­ный с по­зи­ци­ей, за­ни­мае­мой че­ло­ве­ком в «пер­вич­ной груп­пе» (от­но­ше­ния в кру­гу се­мьи, дру­зей). Ус­лов­но раз­ли­ча­ют С. при­пи­сан­ные, или ас­к­рип­тив­ные (в т. ч. по­лучае­мые при ро­ж­де­нии – напр., ра­са, фи­зич. пол, кас­та, на­следств. ти­тул), и дос­ти­гае­мые (гл. обр. бла­го­да­ря лич­ным уси­ли­ям – напр., уро­вень об­ра­зо­ва­ния, про­фес­сия).

Ин­ди­ви­ды со сход­ны­ми С. об­ра­зу­ют ста­тус­ные груп­пы. Пред­ста­ви­те­ли вы­со­ко­ста­тус­ных групп, как пра­ви­ло, стре­мят­ся к вос­про­из­вод­ст­ву сво­его до­ми­ни­рую­ще­го по­ло­же­ния, пе­ре­да­че его сво­им по­том­кам. На­ко­п­лен­ный С. се­мьи влия­ет на фор­ми­ро­ва­ние ста­ту­са её чле­нов, но не на­сле­ду­ет­ся ав­то­ма­ти­че­ски, осо­бен­но в совр. об­ще­ст­вах. Сте­пень «от­кры­то­сти» со­ци­аль­ной сис­те­мы и ин­тен­сив­ность со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти оп­ре­де­ля­ют шан­сы на из­ме­не­ние С. для боль­шин­ст­ва ин­ди­ви­дов.

Кон­крет­ная со­во­куп­ность ста­тус­ных ха­рак­те­ри­стик че­ло­ве­ка («ста­тус­ный на­бор») мо­жет от­ли­чать­ся внутр. не­со­гласо­ван­но­стью и про­ти­во­ре­чи­во­стью. Напр., вы­со­кий иму­ще­ст­вен­ный С. ку­пе­че­ст­ва в феод. об­ще­ст­ве со­че­тал­ся с не­при­ви­ле­ги­ров. по­ло­же­ни­ем этой груп­пы как «третье­го со­сло­вия». В не­ко­то­рых совр. об­ще­ст­вах ин­тел­лек­ту­аль­ный и/или тра­ди­ци­он­но мо­раль­но одоб­ряе­мый труд (вра­чей, пре­по­да­ва­те­лей, учё­ных и т. п.), тре­бую­щий вы­со­кой ква­ли­фи­ка­ции и дли­тель­ных об­ра­зо­ват. ин­ве­сти­ций, не обя­за­тель­но яв­ля­ет­ся вы­со­ко­оп­ла­чи­вае­мым (рас­со­гла­со­ва­ние эко­но­мич. и эти­че­ски-ре­пу­та­ци­он­но­го из­ме­ре­ний С.) и т. п.

Вернуться к началу