НО́РМА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НО́РМА, 1) социальная норма – формальное и неформальное правило, средство регуляции и регламентации социального поведения людей. Система социальных Н. представляет собой необходимую предпосылку упорядоченной социальной жизни, обеспечивающую определённый уровень единообразия человеческих поступков, совершаемых в типовых социальных ситуациях, что является условием потенциальной прогнозируемости индивидуальных действий и специфич. доверия как основы устойчивых и воспроизводимых во времени социальных отношений (взаимной установки вступающих во взаимодействие встретить «ожидаемую», социально приемлемую и одобряемую реакцию со стороны «другого» на тот или иной типовой поступок). Социальные Н. задают стандарты рекомендуемых поведенч. актов, определения того, «что и как надлежит делать», соотносясь в субъективном плане с распространёнными в обществе системами ценностей, которые, в свою очередь, наделяют эти нормы легитимностью, вследствие чего большинство людей в рамках конкретной культуры верит в их рациональную обоснованность, моральную оправданность, священный характер и т. д. Н. выполняют функцию социальной интеграции, поддерживая стабильность институциональной структуры общества. В ряде классич. социологич. концепций социальный порядок рассматривается прежде всего как продукт ценностно-нормативного консенсуса (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс).
Соблюдение социальных Н. обеспечивается благодаря механизмам контроля социального, через систему социальных санкций – поощрений и наказаний, способствующих распространению конформного и пресечению отклоняющегося поведения. На уровне реальных взаимодействий Н. конкретизируются в комплексах ролевых ожиданий, зависящих от специфич. свойств институтов социальных, социального статуса участников, распределения власти и ресурсов и т. д. Систематич. дисфункции нормативного порядка приводят социальные системы в состояние аномии. Большинство Н. не навязывается индивидам путём внешнего принуждения, но усваивается в процессе социализации – происходит их интериоризация, проявляющаяся в формировании особого рода внутренних побуждений (мотиваций) личности, склонности поступать в определённых ситуациях определённым образом. Всё это обеспечивает социально-культурную преемственность и трансляцию социальных Н. от поколения к поколению.
Лишь незначит. часть Н. фиксируется в тех или иных письм. источниках – юридич. документах и разл. кодексах (религиозных, этических и др.). Большинство Н. сохраняет значимость и действенность, несмотря на то что являются неформализованными. Эффективность влияния коллективных представлений на индивидуальное сознание и поведение достигается не только под давлением правовых и дисциплинарных институтов, выступающих от имени государства, но и под воздействием общественного мнения, господствующих нравов, групповой или «общечеловеческой» морали и т. п. При этом степень обязывающей силы для разл. типов Н. существенно варьируется. Многообразие социальных Н. обнаруживается в традициях, обычаях, обрядах, ритуалах и церемониях, табу («сакрализованных запретах»), «законах гостеприимства», таких феноменах, как мода, этикет, правила «обхождения» и «хорошего тона», «такт», «нормы приличия», манеры и т. д. Многие Н. функционируют в пространстве повседневности на латентном уровне, т. е. не осознаются в качестве таковых участниками социальных взаимодействий, выступая в форме привычек и поведенческих стереотипов.
Конкретные правила и предписания Н. вариативны, они диктуются особенностями социальной ситуации, микро- и макросоциального окружения, социально обусловленным контекстом и рамками взаимодействия. Нередко встречаются случаи рассогласования или даже противоречия между требованиями норм, исходящих от разных социальных субъектов, групп, общностей, институтов (в т. ч. противоречия между формальными и неформальными, «писаными» и «неписаными», правовыми и нравственными, религиозными и светскими нормами, обязательствами публичной, профессиональной и частной жизни). Подобные ситуации могут порождать ролевые конфликты и препятствовать адаптации личности в сложно структурированной социальной среде.
2) Норма в психологии – эталон той или иной характеристики индивида или предписание, относящееся к поведению, отклонение от которых служит основанием говорить о нарушениях или аномалиях в развитии или поведении человека.
Одним из первых поставил проблему Н. применительно к личности А. Маслоу. В числе выделенных им осн. трактовок Н. было понимание её как статистически средней характеристики в популяции, как конвенциональной (Н. как общепринятое, в частности как соответствующее религ. предписаниям или стереотипам данной культуры, а отклонение – как нарушение этого), как адаптационной (Н. как успешное приспособление к окружающей среде) и медицинской (Н. как здоровье в отличие от болезни). При этом Маслоу предложил своё понимание Н. как идеального здоровья психологического.
Наиболее важным является вопрос о Н. применительно к душевному здоровью. Традиционно он рассматривается в контексте психиатрии, хотя в 1960-е гг. ряд представителей разных науч. дисциплин (М. Фуко, Ирвинг Гофман, Т. Сас) на основании анализа историч. источников независимо друг от друга пришли к выводу о том, что критерии определения душевного здоровья или нездоровья имеют социокультурную природу и основываются на представлениях о подобающем или неподобающем поведении в данную эпоху и в данном социуме, которое обществом одобряется или наказывается.
В совр. науках о человеке на первый план выдвигается функционально-динамич. понимание Н., которая рассматривается как способность индивида успешно функционировать на основе саморегуляции, справляясь с вызовами среды и реализуя заложенный в нём потенциал, что включает в себя адаптацию, но не сводится к ней. На физиологич. уровне критерием Н. служит морфологич. сохранность органов и полноценность их функционирования, на социальном уровне – способность без особых проблем и конфликтов выполнять заданные обществом требования (социальные Н.), включая юридич., моральные и религ. предписания, на уровне личностного развития – соответствие действий принятым личностью для себя смыслам и ценностям. Критерии разных уровней могут противоречить друг другу: физич. здоровье может сочетаться с асоциальностью, а социальная адаптированность – с внутр. конфликтностью личности.