СЕЛИ́Н ЛУИ ФЕРДИНАН
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕЛИ́Н (Céline) (псевд.; наст. фам. Детуш, Destouches) Луи Фердинан (27.5.1894, Курбевуа – 1.7.1961, Мёдон), франц. писатель. Сын чиновника. Участвовал в 1-й мировой войне, был тяжело ранен. В 1924 получил диплом медика в мед. школе Рена, работал в Ин-те гигиены в Женеве, больницах. Во многом автобиографич. романы «Путешествие на край ночи» («Voyage au bout de la nuit», 1932, рус. пер. Э. Триоле, 1934) и «Смерть в кредит» («Mort à crédit», 1936, рус. пер. 1994), проникнутые осознанием абсурдности бытия, отразили радикальный пессимизм и тотальный нигилизм С. Впечатления от посещения СССР в 1936 нашли отражение в крайне резком памфлете «Mea culpa» (1936). Из-за нескрываемых расистских и антисемитских убеждений [памфлеты «Безделицы для погрома» («Bagatelles pour un massacre», 1937), «Школа трупов» («L’école des cadavres», 1938), «Время затруднений» («Les beaux draps», 1941)], а также подозрений в сотрудничестве с нацистами был вынужден бежать из Франции в 1944; в 1945 арестован в Дании, находился в заключении. Получив амнистию, в 1951 вернулся на родину, поселился в Мёдоне, занимался врачебной практикой. Поздние романы С. отмечены исповедальностью и антигуманистич. направленностью: «Guignol’s band» (1944, в рус. пер. 2001 – «Guignol’s band, или Паяцы»), «Лондонский мост: Паяцы II» («Le pont de Londres: Guignol’s band II», опубл. в 1964), «Интервью с профессором Y» («Entretiens avec le professeur Y», 1955, рус. пер. 2001), «немецкая» трилогия «Из замка в замок» («D’un château l’autre», 1957, рус. пер. 1998), «Север» («Nord», 1960, рус. пер. 2003), «Ригодон» («Rigodon», 1969, рус. пер. 2003), и др. Произведения С. отличают крайняя эмоциональность, субъективная экспрессивность, обращение к гротеску. Глубоко пессимистич. творчество С. оказало значит. влияние на Г. Миллера, У. Берроуза, А. Гинсберга, К. Воннегута, П. Модиано.