Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЁППЕЛЬМАН

М. Д. Пёппельман. Длинная галерея (1712) и павильон «Коронные ворота» (1714) в Цвингере. Дрезден.

ПЁППЕЛЬМАН (Pöppelmann) Мат­те­ус Да­ни­эль (ок. 1662, Хер­форд, марк­граф­ст­во Бран­ден­бург – 17.1.1736, Дрез­ден), нем. ар­хи­тек­тор. В 1680 по­сту­пил на служ­бу в стро­ит. управ­ле­ние кур­фюр­ше­ст­ва Сак­со­нии, где тру­дил­ся до кон­ца жиз­ни, там же по­лу­чил ар­хит. и стро­ит. об­ра­зо­ва­ние; в 1710 со­вер­шил учеб­ную по­езд­ку в Ита­лию че­рез Бо­ге­мию и Ав­ст­рию, в 1715 – во Фран­цию. Дея­тель­ность П. ог­ра­ни­чи­ва­лась тех­нич. за­да­ча­ми (над­зо­ром за строи­тель­ст­вом и др.) вплоть до 1705, ко­гда он по­лу­чил пост ар­хи­тек­то­ра (Land­baumeister; с 1718 – 2-й гл. ар­хи­тек­тор) и за­нял­ся ар­хит. про­ек­ти­ро­ва­ни­ем. Од­на­ко его ав­тор­ст­во или уча­стие в соз­да­нии про­ек­та до­ку­мен­таль­но не под­твер­жде­но ни в од­ном слу­чае (что со­от­вет­ст­ву­ет сак­сон­ским по­ряд­кам то­го вре­ме­ни). Гл. по­строй­ка – ан­самбль Цвин­ге­ра в Дрез­де­не (стро­ил­ся с 1711) – при­пи­сы­ва­ет­ся П. на ос­но­ва­нии из­дан­ной им се­рии гра­вюр это­го про­ек­та (1729). Кро­ме то­го, по кос­вен­ным сви­де­тель­ст­вам, к ра­бо­там П. в Дрез­де­не тра­ди­ци­он­но при­чис­ля­ют пе­ре­строй­ку Гол­ланд­ско­го двор­ца в ду­хе ши­ну­аз­ри и япо­низ­ма (Япон­ский дво­рец, 1717–41; совм. с ар­хи­тек­то­ра­ми З. Лонг­лю­ном, Ж. де Бод­том, И. К. Кнёф­фе­лем), со­кро­вищ­ни­цу «Зе­лё­ные сво­ды» (с 1718) во двор­це кур­фюр­ста, ре­кон­ст­рук­цию Ав­гу­стов­ско­го мос­та че­рез Эль­бу (ны­не Эльб­ский мост; 1727–31), ц. Дрей­кё­ниг­скир­хе (1732–39, на ос­но­ве про­ек­та Г. Бе­ра). К на­сле­дию П. так­же от­но­сят па­виль­о­ны Вас­сер­па­ле (1720–21) и Бер­гпа­ле (1723) в лет­ней ре­зи­ден­ции кур­фюр­ста Пиль­ниц (ны­не – в чер­те Дрез­де­на) и пе­ре­строй­ку охот­ничь­е­го зам­ка Мо­риц­бург близ Май­се­на (1723–36, совм. с арх. Лонг­лю­ном и др.). В твор­че­ст­ве П. сак­сон­ское ба­рок­ко с его осо­бой при­чуд­ли­во­стью форм и пыш­но­стью скульп­тур­но­го де­ко­ра со­че­та­ет­ся с эле­мен­та­ми ро­ко­ко и клас­си­циз­ма. Сре­ди сы­но­вей П. – Ио­ганн Адольф Пёп­пель­ман (1694–1773), при­двор­ный жи­во­пи­сец в Дрез­де­не, и Карл Фрид­рих фон Пёп­пель­ман (ок. 1697 – 1750), ар­хи­тек­тор.

Лит.: Heckmann H. M. D. Pöppelmann: Leben und Werk. Münch.; B., 1972; idem. M. D. Pöp­pelmann und die Barockbaukunst in Dres­den. Stuttg., 1986; M. D. Pöppelmann: ein Ar­chi­tekt des Barocks in Dresden. (Kat.). Dresden, 1987; M. D. Pöppelmann und die Architektur der Zeit Augusts des Starken. Dresden, 1991; Mertens K. Pöppelmann M. D. // Neue Deu­tsche Biographie. B., 2001. Bd 20.

Вернуться к началу