
ПЁППЕЛЬМАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЁППЕЛЬМАН (Pöppelmann) Маттеус Даниэль (ок. 1662, Херфорд, маркграфство Бранденбург – 17.1.1736, Дрезден), нем. архитектор. В 1680 поступил на службу в строит. управление курфюршества Саксонии, где трудился до конца жизни, там же получил архит. и строит. образование; в 1710 совершил учебную поездку в Италию через Богемию и Австрию, в 1715 – во Францию. Деятельность П. ограничивалась технич. задачами (надзором за строительством и др.) вплоть до 1705, когда он получил пост архитектора (Landbaumeister; с 1718 – 2-й гл. архитектор) и занялся архит. проектированием. Однако его авторство или участие в создании проекта документально не подтверждено ни в одном случае (что соответствует саксонским порядкам того времени). Гл. постройка – ансамбль Цвингера в Дрездене (строился с 1711) – приписывается П. на основании изданной им серии гравюр этого проекта (1729). Кроме того, по косвенным свидетельствам, к работам П. в Дрездене традиционно причисляют перестройку Голландского дворца в духе шинуазри и японизма (Японский дворец, 1717–41; совм. с архитекторами З. Лонглюном, Ж. де Бодтом, И. К. Кнёффелем), сокровищницу «Зелёные своды» (с 1718) во дворце курфюрста, реконструкцию Августовского моста через Эльбу (ныне Эльбский мост; 1727–31), ц. Дрейкёнигскирхе (1732–39, на основе проекта Г. Бера). К наследию П. также относят павильоны Вассерпале (1720–21) и Бергпале (1723) в летней резиденции курфюрста Пильниц (ныне – в черте Дрездена) и перестройку охотничьего замка Морицбург близ Майсена (1723–36, совм. с арх. Лонглюном и др.). В творчестве П. саксонское барокко с его особой причудливостью форм и пышностью скульптурного декора сочетается с элементами рококо и классицизма. Среди сыновей П. – Иоганн Адольф Пёппельман (1694–1773), придворный живописец в Дрездене, и Карл Фридрих фон Пёппельман (ок. 1697 – 1750), архитектор.