ЕЛИЗАВЕ́ТИНСКОЕ БАРО́ККО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕЛИЗАВЕ́ТИНСКОЕ БАРО́ККО, стиль архитектуры и искусства в России сер. 18 в., разновидность стиля барокко. Преобладающее в петровском барокко воздействие голл. зодчества и иск-ва уже в эпоху имп. Анны Ивановны сменилось усилением франц., нем. и итал. влияний (приезд в С.-Петербург Л. Каравака, П. Ротари, Я. Штелина, бр. Г. К. и И. Ф. Гроот, Л. Токке); эта тенденция достигла апогея в царствование имп. Елизаветы Петровны (отсюда – назв. стиля). Рост и укрепление абсолютной монархии в России определили торжественность, репрезентативность, пространственный размах регулярных ансамблей сер. 18 в. как в градостроительстве, так и в садово-парковом иск-ве. Велось широкое строительство имп. дворцов (в С.-Петербурге, Петергофе и Царском Селе), храмов и монастырей (Смольный мон. в С.-Петербурге), усадеб рус. аристократов. Во внутр. убранстве дворцов театрализованная патетика барокко сочетается (особенно в поздний период Е. б.) с «монументализированными» формами рококо, оказавшего воздействие и на развитие декоративно-прикладного иск-ва эпохи. Такой синтез традиций европ. барокко, классицизма 17 в. и (в ряде произведений) рус. зодчества наиболее ярко проявился в творчестве крупнейшего зодчего этого времени – Б. Ф. Растрелли; значительными архитекторами эпохи были также Ф. С. Аргунов (см. Аргуновы), К. И. Бланк, Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский и др. Театрализация придворной жизни нашла отражение в пышном оформлении празднеств, церемоний и спектаклей (Дж. Валериани и др.).