Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕЛИЗАВЕ́ТИНСКОЕ БАРО́ККО

Авторы: В. А. Кулаков
Елизаветинское барокко. "Красные воротав Москве" (1753–57; архитектор Д. В. Ухтомский; снесены в 1928). Офорт (раскрашен акварелью) Ф. Дюрфельдта (по рисунку М. И. Махаева, 1763). Нач. 1790-х гг...
Елизаветинское барокко. Никольский собор в С.-Петербурге. 1753–62. Архитектор С. И. Чевакинский. Фото А. И. Нагаева

ЕЛИЗАВЕ́ТИНСКОЕ БАРО́ККО, стиль ар­хи­тек­ту­ры и ис­кус­ст­ва в Рос­сии сер. 18 в., раз­но­вид­ность сти­ля ба­рок­ко. Пре­об­ла­даю­щее в пет­ров­ском ба­рок­ко воз­дей­ст­вие голл. зод­че­ст­ва и иск-ва уже в эпо­ху имп. Ан­ны Ива­нов­ны сме­ни­лось уси­ле­ни­ем франц., нем. и итал. влия­ний (при­езд в С.-Пе­тер­бург Л. Ка­ра­ва­ка, П. Ро­та­ри, Я. Ште­ли­на, бр. Г. К. и И. Ф. Гро­от, Л. Ток­ке); эта тен­ден­ция дос­тиг­ла апо­гея в цар­ст­во­ва­ние имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны (от­сю­да – назв. сти­ля). Рост и ук­ре­п­ле­ние аб­со­лют­ной мо­нар­хии в Рос­сии оп­ре­де­ли­ли тор­же­ст­вен­ность, ре­пре­зен­та­тив­ность, про­стран­ст­вен­ный раз­мах ре­гу­ляр­ных ан­самб­лей сер. 18 в. как в гра­до­строи­тель­ст­ве, так и в са­до­во-­пар­ко­вом иск-ве. Ве­лось ши­ро­кое строи­тель­ст­во имп. двор­цов (в С.-Пе­тер­бур­ге, Пе­тер­го­фе и Цар­ском Се­ле), хра­мов и мо­на­сты­рей (Смоль­ный мон. в С.-Пе­тер­бур­ге), уса­деб рус. ари­сто­кра­тов. Во внутр. уб­ран­ст­ве двор­цов те­ат­ра­ли­зо­ван­ная па­те­ти­ка ба­рок­ко со­че­та­ет­ся (осо­бен­но в позд­ний пе­ри­од Е. б.) с «мо­ну­мен­та­ли­зи­ро­ван­ны­ми» фор­ма­ми ро­ко­ко, ока­зав­ше­го воз­дей­ст­вие и на раз­ви­тие де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва эпо­хи. Та­кой син­тез тра­ди­ций ев­роп. ба­рок­ко, клас­си­циз­ма 17 в. и (в ря­де про­из­ве­де­ний) рус. зод­че­ст­ва наи­бо­лее яр­ко про­явил­ся в твор­че­ст­ве круп­ней­ше­го зод­че­го это­го вре­ме­ни – Б. Ф. Рас­трел­ли; зна­чи­тель­ны­ми ар­хи­тек­то­ра­ми эпо­хи бы­ли так­же Ф. С. Ар­гу­нов (см. Ар­гу­но­вы), К. И. Бланк, Д. В. Ух­том­ский, С. И. Че­ва­кин­ский и др. Те­ат­ра­ли­за­ция при­двор­ной жиз­ни на­шла от­ра­же­ние в пыш­ном оформ­ле­нии празд­неств, це­ре­мо­ний и спек­так­лей (Дж. Ва­ле­риа­ни и др.).

Лит.: Вип­пер Б. Р. Ар­хи­тек­ту­ра рус­ско­го ба­рок­ко. М., 1978; Ште­лин Я. Я. За­пис­ки об изящ­ных ис­кус­ст­вах в Рос­сии. М., 1990. Т. 1–2.

Вернуться к началу