НЁЙМАН БАЛЬТАЗАР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЁЙМАН (Neumann) Бальтазар (Иоганн Бальтазар) (крещён 30.1.1687, Эгер, ныне Хеб, Чехия – 19.8.1753, Вюрцбург), нем. архитектор и воен. инженер. Родился в семье суконщика. Ок. 1700 начал обучение литейному делу, в 1711 переехал в Вюрцбург, где работал в литейном цехе. С 1712 служил во франконской артиллерии (в 1741 получил чин полковника). В первые годы службы под рук. капитана А. Мюллера изучал геометрию, фортификацию и архитектуру. В 1712–13 изобрёл instrumentum architekturae – пропорциональный циркуль для вычисления диаметров колонн. В 1717 во время тур. кампании участвовал в осаде Белграда; по возвращении в Вюрцбург (1717–18) через Сев. Италию, Богемию и Австрию ознакомился с архитектурой этих земель, особенно с венскими постройками И. Б. Фишера фон Эрлаха, И. Л. фон Хильдебрандта и, возможно, с произведениями Г. Гварини в Турине, что повлияло на творч. формирование Н. В 1732 возглавил основанную в ун-те Вюрцбурга кафедру гражд. и воен. архитектуры.
Первый значит. архит. заказ Н. – проект епископской резиденции в Вюрцбурге, сооружением которой он занимался с 1719 до своей смерти (в сотрудничестве с И. М. фон Вельшем, И. Л. фон Хильдебрандтом, И. Динценхофером). В 1723 Н. совершил поездку в Париж, во время которой познакомился с дворцовыми ансамблями Версаля, Марли, Цаберна (Саверн), обсуждал проект вюрцбургской резиденции с королевскими архитекторами Г. Ж. Бофраном и Р. де Котом. Среди интерьеров вюрцбургского дворца особое место занимает грандиозная парадная лестница, открытая на всю высоту и перекрытая единым сводом с росписями Дж. Б. Тьеполо (1753); это величественное сооружение утвердило славу Н. как одного из крупнейших мастеров европ. барокко. По его проектам построены летняя резиденция вюрцбургского князя-епископа в Вернэкке (1733–1745, совм. с Хильдебрандтом), овальная в плане и уникальная по своей пространственной композиции парадная лестница в замке Брухзаль (т. н. Дамиансбурге) шпейерского князя-епископа (1730–31; замок разрушен в 1945, восстановлен), парадная лестница в замке Аугустусбург (г. Брюль) кёльнского курфюрста (1740).
Церковная архитектура Н. отличается смелостью и новаторством конструктивно-пространственных решений. Некоторые церкви, особенно раннего периода, тяготели к традиц. типу католич. храма с продольно-осевой композицией, акцентированной одной или двумя башнями (в бенедиктинском аббатстве в Мюнстершварцахе, 1727–43; паломническая в Гёсвайнштайне, 1730–39; приходская в Михелау-им-Штайгервальд, 1738–42). Но уже с 1730-х гг. (ц. Св. Петра в Брухзале, проект 1738, строительство 1740–1745) Н. начал разрабатывать новые пространственные композиции интерьеров, получившие развитие в его зрелых произведениях, первым из которых стала приходская ц. Св. Креста в р-не Этвасхаузен г. Китцинген (1741–45), с планом в форме укороченного латинского креста, сочетающим в себе центрич. и продольно-осевую структуры. В интерьере был достигнут эффект своеобразного балдахина, осеняющего пространство, окружённое колоннами и открытое арками в обход-галерею.
Высшим достижением Н. в области культового зодчества стала паломническая ц. Фирценхайлиген (1742–72). Сохраняя снаружи вид традиц. базилики с 2-башенным фасадом, внутри храм обладает уникальной пространственной структурой. Кульминации развитие интерьера достигает в геометрич. центре всей композиции, совпадающем с местом явления 14 святых, который находится к западу от средокрестия и окружён пилонами с колоннами, образующими овальный контур пространства. Уплощённый купол над ним создаёт впечатление балдахина, осеняющего алтарь – уникальное сооружение в виде кивория в стиле рококо (1767–68, арх. И. М. Фойхтмайер Младший). Церковь бенедиктинского аббатства Нересхайм Н. начал проектировать в 1747 (строительство завершено в 1792 с незначит. изменениями первоначального плана). В грандиозном, полном света и воздуха пространстве храма отразились характерные для зрелого Н. приёмы: включение криволинейной по абрису внутр. структуры интерьера в жёсткие прямоугольные рамы внешних стен, уподобление купола, покоящегося на сдвоенных колоннах, балдахину и др. Интерьер отличается единством и зрительной лёгкостью несущих и несомых элементов. К позднему периоду творчества Н. относится паломническая ц. Кеппеле (1748–52) в Вюрцбурге – небольшое сооружение с цельной центрич. композицией и декоративным изяществом в духе рококо.
Н. принадлежат также проекты алтарей (для собора в Вормсе, 1738–40; ц. Св. Паулины в Трире, 1744; дворцовой церкви в Брюле, 1745), обществ. зданий в Вюрцбурге и Бамберге (духовная семинария, 1731–37, больница Св. Екатерины, 1729–38). Важное место в творчестве Н. занимает градостроит. деятельность: в 1722–53 он играл ключевую роль в работе гор. строит. комиссии Вюрцбурга. Собств. дом Н. (1722) стал в последующие годы образцом для мн. жилых домов Вюрцбурга (некоторые также спроектированы им). Творчество Н. является одним из высших достижений в архитектуре Центр. Европы 1-й пол. – сер. 18 в. благодаря осуществлённому в нём синтезу приёмов и форм богемской, баварской, австрийской, сев.-итал. и франц. архитектуры позднего барокко и рококо.