Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЁЙМАН БАЛЬТАЗАР

Авторы: Г. К. Смирнов

НЁЙМАН (Neumann) Баль­та­зар (Ио­ганн Баль­та­зар) (кре­щён 30.1.1687, Эгер, ны­не Хеб, Че­хия – 19.8.1753, Вюрц­бург), нем. ар­хи­тек­тор и во­ен. ин­же­нер. Ро­дил­ся в се­мье су­кон­щи­ка. Ок. 1700 на­чал обу­че­ние ли­тей­но­му де­лу, в 1711 пе­ре­ехал в Вюрц­бург, где ра­бо­тал в ли­тей­ном це­хе. С 1712 слу­жил во фран­кон­ской ар­тил­ле­рии (в 1741 по­лу­чил чин пол­ков­ни­ка). В пер­вые го­ды служ­бы под рук. ка­пи­та­на А. Мюл­ле­ра изу­чал гео­мет­рию, фор­ти­фи­ка­цию и ар­хи­тек­ту­ру. В 1712–13 изо­брёл instrumentum architekturae – про­пор­цио­наль­ный цир­куль для вы­чис­ле­ния диа­мет­ров ко­лонн. В 1717 во вре­мя тур. кам­па­нии уча­ст­во­вал в оса­де Бел­гра­да; по воз­вра­ще­нии в Вюрц­бург (1717–18) че­рез Сев. Ита­лию, Бо­ге­мию и Ав­ст­рию оз­на­ко­мил­ся с ар­хи­тек­ту­рой этих зе­мель, осо­бен­но с вен­ски­ми по­строй­ка­ми И. Б. Фи­ше­ра фон Эр­ла­ха, И. Л. фон Хиль­деб­ранд­та и, воз­мож­но, с про­из­ве­де­ния­ми Г. Гва­ри­ни в Ту­ри­не, что по­влия­ло на творч. фор­ми­ро­ва­ние Н. В 1732 воз­гла­вил ос­но­ван­ную в ун-те Вюрц­бур­га ка­фед­ру гражд. и во­ен. ар­хи­тек­ту­ры.

Б. Нёйман. Парадная лестница епископской резиденции в Вюрцбурге. 1719–50. Роспись плафона Дж. Б. Тьеполо (1753).

Пер­вый зна­чит. ар­хит. за­каз Н. – про­ект епи­скоп­ской ре­зи­ден­ции в Вюрц­бур­ге, со­ору­же­ни­ем ко­то­рой он за­ни­мал­ся с 1719 до сво­ей смер­ти (в со­труд­ни­че­ст­ве с И. М. фон Вель­шем, И. Л. фон Хиль­деб­ранд­том, И. Дин­цен­хо­фе­ром). В 1723 Н. со­вер­шил по­езд­ку в Па­риж, во вре­мя ко­то­рой по­зна­ко­мил­ся с двор­цо­вы­ми ан­самб­ля­ми Вер­са­ля, Мар­ли, Ца­бер­на (Са­верн), об­су­ж­дал про­ект вюрц­бург­ской ре­зи­ден­ции с ко­ро­лев­ски­ми ар­хи­тек­то­ра­ми Г. Ж. Боф­ра­ном и Р. де Ко­том. Сре­ди ин­терь­е­ров вюрц­бург­ско­го двор­ца осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет гран­ди­оз­ная па­рад­ная ле­ст­ни­ца, от­кры­тая на всю вы­со­ту и пе­ре­кры­тая еди­ным сво­дом с рос­пи­ся­ми Дж. Б. Тье­по­ло (1753); это ве­ли­че­ст­вен­ное со­ору­же­ние ут­вер­ди­ло сла­ву Н. как од­но­го из круп­ней­ших мас­те­ров ев­роп. ба­рок­ко. По его про­ек­там по­стро­е­ны лет­няя ре­зи­ден­ция вюрц­бург­ско­го кня­зя-епи­ско­па в Вер­нэк­ке (1733–1745, совм. с Хиль­деб­ранд­том), оваль­ная в пла­не и уни­каль­ная по сво­ей про­стран­ст­вен­ной ком­по­зи­ции па­рад­ная ле­ст­ни­ца в зам­ке Брух­заль (т. н. Да­ми­анс­бурге) шпей­ер­ско­го кня­зя-епи­ско­па (1730–31; за­мок раз­ру­шен в 1945, вос­ста­нов­лен), па­рад­ная ле­ст­ни­ца в зам­ке Ау­гу­стус­бург (г. Брюль) кёльн­ско­го кур­фюр­ста (1740).

Цер­ков­ная ар­хи­тек­ту­ра Н. от­ли­ча­ет­ся сме­ло­стью и но­ва­тор­ст­вом кон­ст­рук­тив­но-про­стран­ст­вен­ных ре­ше­ний. Не­ко­то­рые церк­ви, осо­бен­но ран­не­го пе­рио­да, тя­го­те­ли к тра­диц. ти­пу ка­то­лич. хра­ма с про­доль­но-осе­вой ком­по­зи­ци­ей, ак­цен­ти­ро­ван­ной од­ной или дву­мя баш­ня­ми (в бе­не­дик­тин­ском аб­бат­ст­ве в Мюн­стер­швар­ца­хе, 1727–43; па­лом­ни­че­ская в Гёс­вайн­штай­не, 1730–39; при­ход­ская в Ми­хе­лау-им-Штай­гер­вальд, 1738–42). Но уже с 1730-х гг. (ц. Св. Пет­ра в Брух­зале, про­ект 1738, строи­тель­ст­во 1740–1745) Н. на­чал раз­ра­ба­ты­вать но­вые про­стран­ст­вен­ные ком­по­зи­ции ин­терь­е­ров, по­лу­чив­шие раз­ви­тие в его зре­лых про­изве­де­ни­ях, пер­вым из ко­то­рых ста­ла при­ход­ская ц. Св. Кре­ста в р-не Эт­вас­хаузен г. Кит­цин­ген (1741–45), с пла­ном в фор­ме уко­ро­чен­но­го ла­тин­ско­го кре­ста, со­че­таю­щим в се­бе цен­трич. и про­доль­но-осе­вую струк­ту­ры. В ин­терье­ре был дос­тиг­нут эф­фект свое­об­раз­но­го бал­да­хи­на, осе­няю­ще­го про­стран­ст­во, ок­ру­жён­ное ко­лон­на­ми и от­кры­тое ар­ка­ми в об­ход-га­ле­рею.

Выс­шим дос­ти­же­ни­ем Н. в об­лас­ти куль­то­во­го зод­че­ст­ва ста­ла па­лом­ни­че­ская ц. Фир­цен­хай­ли­ген (1742–72). Со­хра­няя сна­ру­жи вид тра­диц. ба­зи­ли­ки с 2-ба­шен­ным фа­са­дом, внут­ри храм об­ла­да­ет уни­каль­ной про­стран­ст­вен­ной струк­ту­рой. Куль­ми­на­ции раз­ви­тие ин­терь­е­ра дос­ти­га­ет в гео­мет­рич. цен­тре всей ком­по­зи­ции, сов­па­даю­щем с ме­стом яв­ле­ния 14 свя­тых, ко­то­рый на­хо­дит­ся к за­па­ду от сре­док­ре­стия и ок­ру­жён пи­ло­на­ми с ко­лон­на­ми, об­ра­зую­щи­ми оваль­ный кон­тур про­стран­ст­ва. Уп­ло­щён­ный ку­пол над ним соз­да­ёт впе­чат­ле­ние бал­да­хи­на, осе­няю­ще­го ал­тарь – уни­каль­ное со­ору­же­ние в ви­де ки­во­рия в сти­ле ро­ко­ко (1767–68, арх. И. М. Фойх­тмай­ер Млад­ший). Цер­ковь бе­не­дик­тин­ско­го аб­бат­ст­ва Не­рес­хайм Н. на­чал про­ек­ти­ро­вать в 1747 (строи­тель­ст­во за­вер­ше­но в 1792 с не­зна­чит. из­ме­не­ния­ми пер­во­на­чаль­но­го пла­на). В гран­ди­оз­ном, пол­ном све­та и воз­ду­ха про­стран­ст­ве хра­ма от­ра­зи­лись ха­рак­тер­ные для зре­ло­го Н. приё­мы: вклю­че­ние кри­во­ли­ней­ной по аб­ри­су внутр. струк­ту­ры ин­терь­е­ра в жё­ст­кие пря­мо­уголь­ные ра­мы внеш­них стен, упо­доб­ле­ние ку­по­ла, по­коя­ще­го­ся на сдво­ен­ных ко­лон­нах, бал­да­хи­ну и др. Ин­терь­ер от­ли­ча­ет­ся един­ст­вом и зри­тель­ной лёг­ко­стью не­су­щих и не­со­мых эле­мен­тов. К позд­не­му пе­рио­ду твор­че­ст­ва Н. от­но­сит­ся па­лом­ни­че­ская ц. Кеп­пе­ле (1748–52) в Вюрц­бур­ге – не­боль­шое со­ору­же­ние с цель­ной цен­трич. ком­по­зи­ци­ей и де­ко­ра­тив­ным изя­ще­ст­вом в ду­хе ро­ко­ко.

Н. при­над­ле­жат так­же про­ек­ты ал­та­рей (для со­бо­ра в Ворм­се, 1738–40; ц. Св. Пау­ли­ны в Три­ре, 1744; двор­цо­вой церк­ви в Брю­ле, 1745), об­ществ. зда­ний в Вюрц­бур­ге и Бам­бер­ге (ду­хов­ная се­ми­на­рия, 1731–37, боль­ни­ца Св. Ека­те­ри­ны, 1729–38). Важ­ное ме­сто в твор­че­ст­ве Н. за­ни­ма­ет гра­до­стро­ит. дея­тель­ность: в 1722–53 он иг­рал клю­че­вую роль в ра­бо­те гор. стро­ит. ко­мис­сии Вюрц­бур­га. Собств. дом Н. (1722) стал в по­сле­дую­щие го­ды об­раз­цом для мн. жи­лых до­мов Вюрц­бур­га (не­ко­то­рые так­же спро­ек­ти­ро­ва­ны им). Твор­че­ст­во Н. яв­ля­ет­ся од­ним из выс­ших дос­ти­жений в ар­хи­тек­ту­ре Центр. Ев­ро­пы 1-й пол. – сер. 18 в. бла­го­да­ря осу­ще­ст­в­лён­но­му в нём син­те­зу приё­мов и форм бо­гем­ской, ба­вар­ской, ав­ст­рий­ской, сев.-итал. и франц. ар­хи­тек­ту­ры позд­не­го ба­рок­ко и ро­ко­ко.

Лит.: Reuther H. Die Kirchenbauten B. Neu­manns. B., 1960; Ortner E. Der Barockbau­meis­ter B. Neumann. Eine Biographie. Münch., 1978; Otto C. F. Space into light: the churches of B. Neumann. N. Y., 1979; Freeden M. H. B. Neu­mann. Leben und Werk. 3. Aufl. Münch.; B., 1981; Hubala E., Mayer O. Die Residenz zu Würzburg. Würzburg, 1984; Schütz B. B. Neu­mann. Freiburg, 1986; Ва­си­лен­ко К. Цер­ковь 14 свя­тых Б. Ной­ман­на (к про­бле­ме фор­ми­ро­ва­ния не­мец­ко­го цер­ков­но­го ро­ко­ко) // Ар­хи­тек­ту­ра ми­ра. М., 1998. Вып. 7; Hansmann W. B. Neumann. Köln, 1999.

Вернуться к началу