Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОНТЕБА́ССО ФРАНЧЕСКО

Авторы: Т. Ю. Облицова

ФОНТЕБА́ССО (Fontebasso) Франческо (1709 – 1769), венецианский художник круга С. Риччи и Дж. Б. Тьеполо. Переехал в Санкт-Петербург незадолго до сентября 1761 (эта дата относится к утверждению эскиза Ф. к плафону большой церкви Зимнего дворца; до марта 1761 переговоры о написании такого плафона велись с Тьеполо). Документы, относящиеся к осени 1761, свидетельствуют о работе Ф. в церкви Зимнего дворца: окончание работы над фигурами евангелистов в парусах купола (заплачено 1300 рублей), заказ к Пасхе 1762 на написание алтарной картины и плафона для алтарной сени. В феврале 1762, по совету Б. Ф. Растрелли, Ф. поручено написать 12 (из 72) десюдепортов для Зимнего дворца. 6 марта Растрелли вновь обратился с этим предложением к Ф., летом Ф. оплатили эту работу по 130 рублей за полотно (десюдепорты утрачены). Одновременно Ф. заключил контракт на преподавание в АХ, которое длилось 4 месяца (1 марта 1762 – июль 1762), пока Ф. не закончил работу над десюдепортами.

Вскоре после дворцового переворота 28 июня 1762 Ф., как многие иностранцы, покинул Санкт-Петербург. По приглашению курляндского герцога Бирона Ф. работал в Рундале, его загородном имении. В октябре 1762 Ф. поселился в Венеции.

О характере работ и живописном темпераменте Ф. можно судить по акварельному этюду «Вознесение Христово» для плафона дворцовой церкви (ГРМ) и изображению Е. Ф. Крендовским её интерьера до пожара 1837 (ГЭ). Композиция плафона трапезной (1764) изобилует крупномасштабными фигурами, исполнена патетики и живописной свободы. Манера, в которой выполнены образы иконостаса, сочетает тщательность письма с энергичными бликами света: густыми тенями и «тающими» красочными пятнами, что позволяет предположить сотрудничество Ф. с братьями Бельскими. Мотивы, типы ликов, драматическая взволнованность, пронизывающие эти работы, находят аналогии в поздней манере Ф.

К «русскому периоду» Ф. принадлежат «Портрет глазного врача», выполненный им по заказу итальянского медика (ГРМ, 1762), и крупноформатная картина «Восшествие на престол Екатерины II» (ГРМ, 1762), написанная, вероятно, с зарисовок из альбома И. Штенглина («Триумф Елизаветы», «Покорение Курляндии»). С пребыванием Ф. в России, возможно, связаны еще пять его композиционных рисунков (ГЭ; ГРМ).

Лит.: Успенский А. Императорские дворцы. СПб., 1913; Он же. Словарь художников, работавших в императорских дворцах. СПб., 1913;Каталог западноевропейской живописи в Эрмитаже. Л., 1976; Виппер Б. Р. Барокко в России. М., 1977; Smirnova I. La diaspora della societa veneziana e la formazione della civilta moderna. Venezia, 1979.

Вернуться к началу