Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕЛЬЕ́Ф

РЕЛЬЕ́Ф, один из ви­дов скульп­ту­ры, изо­бра­же­ние на плос­ко­сти. По от­но­ше­нию к плос­ко­сти фо­на раз­ли­ча­ют уг­луб­лён­ный и вы­пук­лый Р. Уг­луб­лён­ный Р. (т. н. кой­ла­ног­лиф, или Р. «en creux», т. е. вы­ре­зан­ный на плос­ко­сти кон­тур, со­че­таю­щий­ся с вы­пук­лы­ми объ­ё­ма­ми) был рас­про­стра­нён гл. обр. в иск-ве Древ­не­го Егип­та, в др.-вост. и ан­тич­ной глип­ти­ке. Раз­но­вид­но­стью уг­луб­лён­но­го Р. яв­ля­ет­ся т. н. контр­рель­еф, ис­поль­зо­вав­ший­ся так­же при из­го­тов­ле­нии ин­та­лий; стро­го не­га­тив­ный по от­но­ше­нию к вы­пук­ло­му Р., он был рас­счи­тан на пла­стич. от­пе­ча­ток в ви­де ми­ниа­тюр­но­го ба­рель­е­фа. Контр­рель­еф воз­ро­ж­да­ет­ся в 20 в. в разл. на­прав­ле­ни­ях аван­гар­диз­ма. Вы­пук­лый Р., под­раз­де­ляю­щий­ся, в свою оче­редь, на ба­рель­еф и го­рель­еф, зна­чи­тель­но бо­лее рас­про­стра­нён в иск-ве всех вре­мён и на­ро­дов. В итал. иск-ве Воз­ро­ж­де­ния бы­ла раз­ра­бо­та­на тех­ни­ка сплю­щен­но­го рель­е­фа, ко­то­рая лег­ла в ос­но­ву жи­во­пис­но­го рель­е­фа. Важ­ней­шие вы­ра­зит. сред­ст­ва, при­су­щие Р., – раз­вёр­ты­ва­ние ком­по­зи­ции на плос­ко­сти, воз­мож­ность пер­спек­тив­но­го по­строе­ния про­стран­ст­вен­ных пла­нов, тон­кая мо­де­ли­ров­ка форм – по­зво­ля­ют вос­про­из­во­дить в Р. слож­ные мно­го­фи­гур­ные сце­ны, а так­же ар­хит. и пей­заж­ные мо­ти­вы. Р. ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся в ар­хит. де­ко­ре, мо­жет вклю­чать­ся в ком­по­зи­цию скульп­тур­но­го па­мят­ни­ка ли­бо быть стан­ко­вым про­из­ве­де­ни­ем.

Вернуться к началу