Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРНО́ЛЬФО ДИ КА́МБИО

Авторы: М. Н. Соколов
Арнольфо ди Камбио. Интерьер церкви Санта-Кроче во Флоренции.

АРНО́ЛЬФО ДИ КА́МБИО (Arnolfo di Cambio) (ок. 1240 или 1245, Кол­ле-ди-Валь-д’Эльза, близ Сие­ны – 8.3. меж­ду 1302 и 1310, Фло­рен­ция), итал. скульп­тор и ар­хи­тек­тор. Был по­мощ­ни­ком и, ве­ро­ят­но, уче­ни­ком Н. Пи­за­но при соз­да­нии гроб­ни­цы (сар­ко­фа­га) св. До­мини­ка в ц. Сан-До­ме­ни­ко в Бо­ло­нье (1265–67) и ка­фед­ры для Си­ен­ско­го со­бо­ра (1265–68); вос­при­нял от не­го ин­терес к ан­тич­но­му на­сле­дию. Ра­бо­тал так­же в Ри­ме (с 1277), по­сле 1294 или 1296 – во Фло­рен­ции. Со­еди­нив тра­диции др.-рим. скульп­ту­ры с влия­ни­ем франц. го­ти­ки, за­ло­жил в сво­их эпи­че­ски-ве­ли­ча­вых об­раз­ах ос­но­вы пла­сти­ки итал. Про­то­ре­нес­сан­са. Сре­ди его важ­ней­ших про­из­ве­де­ний (ино­гда со­хра­нив­ших­ся лишь час­тич­но) – фи­гу­ры для фон­та­на в Пе­руд­же (1277–81, Нац. га­ле­рея Ум­брии, Пе­руд­жа), мра­мор­ные гроб­ни­цы кар­ди­на­лов Гий­о­ма де Брея (1282, Му­зей со­бо­ра Сан-До­ме­ни­ко, Ор­вие­то; здесь А. ди К. соз­дал но­вый тип мно­го­фи­гур­но­го над­гро­бия с бо­га­той де­ко­ри­ров­кой) и Ан­ни­баль­ди (1289, со­бор Сан-Джо­ван­ни-ин-Ла­те­ра­но, Рим), па­пы Бо­ни­фа­ция VIII (ок. 1296, Гро­ты в Ва­ти­ка­не). Ис­пол­нил ал­тар­ные мра­мор­ные ки­во­рии (с мо­за­ич­ны­ми ин­кру­ста­ция­ми) в ц. Сан-Пао­ло-фуо­ри-ле-Му­ра (1284–85) и ц. Сан­та-Че­чи­лия-ин-Тра­сте­ве­ре (1293; обе – в Ри­ме), брон­зо­вую ста­тую св. Пет­ра в со­бо­ре Св. Пет­ра в Ва­ти­ка­не (1280–90-е гг.), фи­гу­ры для фа­са­да фло­рен­тий­ско­го со­бо­ра (с 1296, Му­зей со­бо­ра и Гос. му­зеи, Бер­лин). Как зод­чий работал во Флоренции, уча­ст­во­вал в пе­ре­строй­ке со­бо­ра (с 1296), строи­тель­ст­ве церк­вей аб­бат­ст­ва Ба­диа (с 1284) и Санта-Кро­че (с 1294–95), воз­мож­но, так­же в воз­ве­дении Па­лац­цо Век­кьо (с 1299).

Лит.: Ла­за­рев В. Н. Про­ис­хо­ж­де­ние италь­ян­ско­го Воз­ро­ж­де­ния. М., 1956. Т. 1: Ис­кус­ст­во Про­то­ре­нес­сан­са; Mari­ani V. Ar­nolfo e il got­ico ital­iano. Na­poli, 1969; Scharioth B. Ar­nolfo di Cam­bio und Giotto. Es­sen, 1976.

Вернуться к началу