Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕОФА́Н ПРОКОПО́ВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 270

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Феофан Прокопович. Парсуна. Сер. 18 в. Пушкинский Дом (С.-Петербург). © ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, Литературный музей

ФЕОФА́Н ПРОКОПО́ВИЧ (в ми­ру Елеа­зар) [8(18).6.1681, Ки­ев – 8(19).9.1736, С.-Пе­тер­бург], ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский, бо­го­слов, пи­са­тель. Из смо­лен­ских куп­цов, вос­пи­ты­вал­ся дя­дей со сто­ро­ны ма­те­ри, на­ме­ст­ни­ком Брат­ско­го мон. в Кие­ве. Окон­чил Кие­во-Мо­ги­лян­скую ака­де­мию. При­няв унию с име­нем Са­му­ил, учил­ся в Ев­ро­пе, с 1698 в греч. Кол­ле­гии Св. Афа­на­сия в Ри­ме, в 1701 воз­вра­тил­ся на ро­ди­ну. В 1702 в По­ча­ев­ской лав­ре вер­нул­ся в пра­во­сла­вие, в 1705 при­нял мо­на­ше­ст­во с име­нем Фео­фан, стал пре­по­да­вать тео­ло­гию, фи­ло­со­фию и ри­то­ри­ку в Кие­во-Мо­ги­лян­ской ака­де­мии (с 1711 рек­тор).

Взгля­ды Ф. П., ко­то­рые сфор­ми­ро­ва­лись под влия­ни­ем про­тес­тан­тиз­ма и вы­зы­ва­ли не­при­ятие в тра­диц. цер­ков­ных кру­гах, при­влек­ли вни­ма­ние имп. Пет­ра I, став­ше­го его по­кро­ви­те­лем. В 1716 Ф. П. вы­зван в С.-Пе­тер­бург и 2(13).6.1718 ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Псков­ско­го и Нарв­ско­го. Под­дер­жал план имп. Пет­ра I о ре­фор­ме Церк­ви, со­ста­вил Ду­хов­ный рег­ла­мент 1721; с 1722 фак­ти­че­ски ру­ко­во­дил Си­но­дом. Уча­ст­во­вал в соз­да­нии Пе­тер­бург­ской ака­де­мии на­ук, воз­глав­лял «учё­ную дру­жи­ну» её соз­да­те­лей. При­сут­ст­во­вал при смер­ти имп. Пет­ра I. 25.6(6.7).1725 по­став­лен ар­хи­еп. Нов­го­род­ским и Ве­ли­ко­лук­ским. По­пыт­ка в 1726 от­стра­нить Ф. П. от уча­стия в де­лах Церк­ви (в Тай­ной кан­це­ля­рии воз­бу­ди­ли де­ло по об­ви­не­нию его в ере­си) не уда­лась, и он стал пер­вен­ст­вую­щим чле­ном Си­но­да. Со­ста­вив «Ис­то­рию об из­бра­нии и вос­ше­ст­вии на пре­стол… го­су­да­ры­ни Им­пе­рат­ри­цы Ан­ны Ио­ан­нов­ны» (1730), за­ру­чил­ся по­кро­ви­тель­ст­вом им­пе­рат­ри­цы и под­верг пре­сле­до­ва­нию сво­их не­доб­ро­же­ла­те­лей. По­хо­ро­нен в Со­фий­ском со­бо­ре в Нов­го­ро­де.

Лит. на­сле­дие Ф. П. вклю­ча­ет бо­лее 70 со­чи­не­ний разл. жан­ра на рус. и лат. язы­ках, мно­гие из них по­свя­ще­ны Пет­ру I: «Ис­то­рия им­пе­ра­то­ра Пет­ра Ве­ли­ко­го от ро­ж­де­ния его до Пол­тав­ской ба­та­лии» (ок. 1713), «Крат­кая по­весть о смер­ти Пет­ра Ве­ли­ко­го, им­пе­ра­то­ра рос­сий­ско­го» (1726). В «Сло­ве о вла­сти и чес­ти цар­ской» (1718) и «Прав­де во­ли мо­нар­шей» (1722) до­ка­зы­вал бо­же­ст­вен­ное про­ис­хо­ж­де­ние са­мо­дер­жа­вия. 7 трак­та­тов Ф. П. по­свя­тил разл. бо­го­слов­ским во­про­сам. На ос­но­ве «Ма­ло­го ка­те­хи­зи­са» М. Лю­те­ра (1529) со­ста­вил «Уче­ние пер­вое от­ро­кам» (т. н. Бу­к­варь, 1720), став­шее гл. рус. учеб­ни­ком по ве­ро­уче­нию.

Соч.: Со­чи­не­ния / Ред. И. П. Ере­мин. М.; Л., 1961; Фiлософськi тво­ри. Київ, 1979–1981. Т. 1–3; Избр. тру­ды / Сост. И. В. Ку­ру­кин. М., 2010.

Лит.: Ни­чик В. М. Фео­фан Про­ко­по­вич. М., 1977; Бу­ра­нок О. М. Фео­фан Про­ко­по­вич в кон­тек­сте рус­ских и за­ру­беж­ных ли­те­ра­тур­ных свя­зей XVIII в. Са­ма­ра, 2013; он же. Фео­фан Про­ко­по­вич и ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ный про­цесс 1-й пол. XVIII в. М., 2014; Ти­хо­ми­ров Ф. А. Трак­та­ты Фео­фа­на Про­ко­по­ви­ча о Бо­ге Еди­ном по су­ще­ст­ву и тро­ич­ном в ли­цах. 2-е изд. М., 2015.

Вернуться к началу