ФЕОФА́Н ПРОКОПО́ВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЕОФА́Н ПРОКОПО́ВИЧ (в миру Елеазар) [8(18).6.1681, Киев – 8(19).9.1736, С.-Петербург], архиепископ Новгородский, богослов, писатель. Из смоленских купцов, воспитывался дядей со стороны матери, наместником Братского мон. в Киеве. Окончил Киево-Могилянскую академию. Приняв унию с именем Самуил, учился в Европе, с 1698 в греч. Коллегии Св. Афанасия в Риме, в 1701 возвратился на родину. В 1702 в Почаевской лавре вернулся в православие, в 1705 принял монашество с именем Феофан, стал преподавать теологию, философию и риторику в Киево-Могилянской академии (с 1711 ректор).
Взгляды Ф. П., которые сформировались под влиянием протестантизма и вызывали неприятие в традиц. церковных кругах, привлекли внимание имп. Петра I, ставшего его покровителем. В 1716 Ф. П. вызван в С.-Петербург и 2(13).6.1718 рукоположен во епископа Псковского и Нарвского. Поддержал план имп. Петра I о реформе Церкви, составил Духовный регламент 1721; с 1722 фактически руководил Синодом. Участвовал в создании Петербургской академии наук, возглавлял «учёную дружину» её создателей. Присутствовал при смерти имп. Петра I. 25.6(6.7).1725 поставлен архиеп. Новгородским и Великолукским. Попытка в 1726 отстранить Ф. П. от участия в делах Церкви (в Тайной канцелярии возбудили дело по обвинению его в ереси) не удалась, и он стал первенствующим членом Синода. Составив «Историю об избрании и восшествии на престол… государыни Императрицы Анны Иоанновны» (1730), заручился покровительством императрицы и подверг преследованию своих недоброжелателей. Похоронен в Софийском соборе в Новгороде.
Лит. наследие Ф. П. включает более 70 сочинений разл. жанра на рус. и лат. языках, многие из них посвящены Петру I: «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии» (ок. 1713), «Краткая повесть о смерти Петра Великого, императора российского» (1726). В «Слове о власти и чести царской» (1718) и «Правде воли монаршей» (1722) доказывал божественное происхождение самодержавия. 7 трактатов Ф. П. посвятил разл. богословским вопросам. На основе «Малого катехизиса» М. Лютера (1529) составил «Учение первое отрокам» (т. н. Букварь, 1720), ставшее гл. рус. учебником по вероучению.