ЛУКА́ ЖИДЯ́ТА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУКА́ ЖИДЯ́ТА [?–15.10.1059 (или 1060), Копысь, ныне Витебская обл., Белоруссия], второй епископ на кафедре Великого Новгорода, святой.
О происхождении сведений нет. При известной дате рукоположения Л. Ж. в епископы встречающиеся в лит-ре его «даты рождения» связаны с известными из канонич. права возрастными ограничениями для кандидата в епископы. Имя Жидята происходит от слав. имени Жидислав. Поставление Л. Ж. на Новгородскую кафедру относится, по всей видимости, к 1036 и совпадает с назначением киевским кн. Ярославом Владимировичем Мудрым на княжение в Новгород своего сына Владимира. Эти события связываются с попыткой укрепления власти киевского князя в Новгороде и в Пскове. Л. Ж. предположительно был рукоположен митр. Киевским Феопемптом (1035, по др. сведениям, 1038–1049). Сменил на Новгородской кафедре Ефрема, управлявшего епархией, но не получившего рукоположения после кончины первого новгородского еп. Иоакима.
При Л. Ж. в Новгороде в 1044 построен каменный кремль, в 1045–50 – каменный Софийский собор. Возможно, при Л. Ж. в новом соборе появились первые фресковые росписи и иконы «Апостолы Пётр и Павел» и «Спас Златая Риза». Ко времени епископства Л. Ж. можно отнести основание в Новгороде храмов Пророка Ильи на Славне, Сщмч. Власия, Вмч. Димитрия на Торговище, Святых Космы и Дамиана, передачу новгородскому епископу, в соответствии с Уставом Ярослава о святительских судах, права сбора таможенной десятины, а также формирование урочища Десятина у вост. въезда в город, в районе будущего Десятинного монастыря.
Согласно гипотезе А. А. Шахматова, Л. Ж. являлся инициатором создания первого новгородского летописного свода 1050. Он упоминается в летописи как автор «Поучения к братии», представляющего набор нравственных предписаний общего характера. Во время епископства Л. Ж. по заказу посадника Остромира-Иосифа в Новгороде было создано Остромирово Евангелие, свящ. Упырём Лихим переписаны Толковые пророчества (1047).
В 1055 Л. Ж. оклеветан своим холопом Дудикой и вызван в Киев митр. Ефремом, где был предан суду и лишён кафедры. Суть обвинений не ясна. Через 3 года обвинения были сняты. Л. Ж. скончался по дороге, возвращаясь из Киева в Новгород; был похоронен в Новгороде, за Софийским собором.
В 1-й пол. 16 в. в Новгороде возник ряд сказаний легендарного характера, напр. «Сказание о церкви Святой Софии, Премудрости Божией, иже в Великом Новгороде, како создана бысть» и др., в которых упоминается Л. Ж., однако они не могут рассматриваться как достоверный источник сведений о его деятельности.
Канонизация Л. Ж. состоялась, по всей видимости, в 1439 по инициативе архиеп. Новгородского Евфимия II. В 1558 при строительстве в Софийском соборе придела Святых Богоотец Иоакима и Анны за алтарём собора были найдены останки, идентифицированные как мощи Л. Ж. Согласно «Описям святыни Новгородской» 1626–34, мощи были перезахоронены в Мартириевой паперти собора. Возможно, они были обнаружены при археологич. раскопках в 1948, однако среди мощей новгородских святых, переданных в 1990 Новгородской епархии, их нет. День памяти Л. Ж. – в Соборе Новгородских святых (в 3-ю неделю по Пятидесятнице).