СОФИ́ЙСКИЙ СОБО́Р
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОФИ́ЙСКИЙ СОБО́Р в Великом Новгороде, кафедральный собор новгородской архиепископии (с 2011 митрополии) РПЦ. Возведён в 1045–50, предположительно на месте дерев. церкви (кон. 10 в.), заложен кн. Владимиром Ярославичем и освящён 14.9.1050 (или 1052) еп. Лукой Жидятой. 5-нефный храм окружён галереями, изначально задуманными как одноэтажные, но впоследствии надстроенными 2-м ярусом, увенчан 5 куполами (6-й купол над лестничной башней в юго-зап. углу храма) на мощных крестчатых столбах. Стены сложены в технике смешанной кладки из камня и плинфы на цемяночном растворе. После пожара 1150 и последующих реставраций куполá собора приобрели совр. шлемовидную форму. Алтарь имеет 3-частное строение и завершается с востока 3 апсидами, центральная украшена вертикальными валиками-тягами. К востоку от северной и южной галерей расположены приделы Иоанна Богослова и Рождества Богородицы. Одновременно с собором построены паперти, использовавшиеся для погребений: северная, южная (Мартирьевская) и западная (Корсунская). Древнейшая сохранившаяся роспись (в технике клеевой живописи) – образы святых Константина и Елены на одной из лопаток в Мартирьевской паперти (кон. 11 в.; см. илл. к ст. Константин Великий). Собор расписан в 1109 на средства скончавшегося в 1108 свт. Никиты, еп. Новгородского [в куполе – образ Пантократора в окружении 4 архангелов и 4 серафимов (утрачен в 1941); в барабане – 8 пророков; фигуры святых в полный рост – в арке над сводом вимы]. К 12 в. относится часть мозаичных плит в алтаре, украшающих горнее место с сопрестолием.
Во внешнем убранстве примечательны бронзовые Магдебургские (Сигтунские) врата зап. портала с горельефами на библейские темы (исполнены в романском стиле в 1152–54 нем. мастерами Риквином и Вайсмутом; вывезены, по преданию, в 1187 из Швеции в качестве воен. трофея, но более вероятно, приобретены в 14–15 вв.; сборкой руководил мастер Аврам). В арке, разделяющей Рождественский придел и Мартирьевскую паперть, расположены Корсунские врата (сер. 11 в., медные пластины с процветшими крестами на дерев. основе). Для собора в 1335–36 созданы Васильевские врата в технике золотой наводки (огневого золочения; мастер Ипатий; ныне – в юж. портале собора Успенского мон. в Александрове).
В 1922 в ходе изъятия церковных ценностей собор разграблен, в 1929 закрыт, в нём устроен антирелигиозный музей. Реставрировался после повреждений, полученных во время Вел. Отеч. войны. В 1991 возвращён РПЦ.
Из С. с. происходят 2 серебряных позолоченных литургич. сосуда-кратира, Большой и Малый сионы 11–12 вв., икона «Пётр и Павел» (сер. 11 в., Новгородский гос. объединённый музей-заповедник; написана, вероятно, в Новгороде); в храме находятся Новгородская икона Божией Матери «Знамение» 12 в., Большой (Успенский) и Малый (Рождественский) иконостасы с иконами 14–18 вв.; «Большое» паникадило нюрнбергской работы 16 в. (вклад Бориса Годунова), монументальный Алексеевский крест из известняка 2-й пол. 14 в. (установлен в память павших на Куликовом поле), а также находятся мощи святых князей Владимира, Мстислава и Фёдора, Анны, епископов Луки Жидяты, Иоакима Корсунянина и др.