ДРА́ЙДЕН ДЖОН
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДРА́ЙДЕН (Dryden) Джон (19.8.1631, Олдуинкл, графство Нортгемптоншир – 12.5.1700, Лондон), англ. поэт, лит. критик, драматург, переводчик. Родился в пуританской семье мелких землевладельцев. Учился в Вестминстерской школе в Лондоне, затем в Тринити-колледже в Кембридже (1650–54). Ок. 1657 вернулся в Лондон. Первая публикация – «Героические стансы» («Heroic stanzas», 1658) на смерть О. Кромвеля. Поэма «Astraea redux» (1660) отразила переход Д. с республиканских позиций на монархические: он приветствует Реставрацию, сравнивая возвращение Стюартов с восшествием Августа на рим. престол. Победа Англии в войне с Нидерландами и пожар Лондона 1666 описаны в поэме «Annus Mirabilis» (1667). В 1668 стал поэтом-лауреатом (по восшествии на престол Вильгельма III Оранского был лишён лауреатства), в 1670 – королевским историографом. Лучшие поэтич. произведения Д. созданы в жанре сатиры: «Авессалом и Ахитофель» («Absalom and Achitophel», 1681) – на противников династии Стюартов; «Мак-Флекно» («Mac Flecknoe», 1682), в которой Д. высмеял «истинно протестантского поэта» Т. Шедуэлла. Писал также поэмы на религ. темы: «Religio laici» (1682), где защищал протестантизм; «Лань и пантера» («The hind and the panther», 1687), в которой Д., к тому времени принявший католичество, в образе кроткой лани изобразил Римско-католич. церковь, а под видом кровожадной пантеры – Англиканскую. В сб. «Басни древние и новые» («Fables ancient and modern», 1700) переложения из Овидия, Лукреция, Дж. Боккаччо и Дж. Чосера чередовались с собств. стихами Д., среди которых выделяется ода «Пиршество Александра, или Могущество музыки» («Alexander’s feast, or The power of music», 1697; рус. пер. В. А. Жуковского, 1802), положенная на муз. Г. Ф. Генделем. Поэзия Д. преим. классицистическая, однако в ней присутствуют и черты барокко.
Среди драматич. сочинений Д. – комедии, трагикомедии, переделки драм У. Шекспира [по мотивам трагедии «Антоний и Клеопатра» написана лучшая пьеса Д. – «Всё за любовь» («All for love», 1678)], а также т. н. героич. пьесы [теоретич. обоснование этого жанра Д. дал в трактате «Опыт о героических пьесах» («Of heroic plays, an essay», 1672)] на тему любви и истинной доблести: «Королева индейцев» («The Indian Emperor», 1665; музыка Г. Пёрселла, 1695), «Любовь тирана» («Tyrannick love», 1669), «Завоевание Гранады» («The Conquest of Granada», 1670), «Ауренгзеб» («Aureng-Zebe», 1675). Написал текст к семи-опере «Король Артур» Пёрселла (1691).
Д. – один из основоположников англ. лит. критики. В «Опыте о драматической поэзии» («Of dramatick poesie, an essay», 1668) сформулировал общие принципы драматич. искусства, ставя англ. драматургию в один ряд с франц. классицистической и античной. Написал также трактат «Сопоставление поэзии и живописи» («A parallel betwixt painting and poetry», 1695). Перевёл «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, а также все произведения Вергилия.