КАНТЕМИ́Р АНТИОХ ДМИТРИЕВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАНТЕМИ́Р Антиох Дмитриевич [10(21).9.1708, по др. данным, 10(21).9.1709, Константинополь – 31.3.1744, Париж], светлейший князь, рос. гос. деятель, дипломат, тайн. сов. (1741), поэт, переводчик. Из рода Кантемиров. Сын Д. К. Кантемира. Получил блестящее для своего времени домашнее образование. Изучал историю, др.-греч., латинский, итал., франц. и рус. языки. Учителями К. были его отец, а также грек А. Кондоиди, немец И. Г. Фоккеродт и выпускник Славяно-греко-латинской академии И. Ю. Ильинский. Под влиянием последнего К. в 1725 перевёл с латыни произведение визант. учёного 12 в. К. Манассии «Синопсис историческая», а также составил свой первый труд – «Симфонию на Псалтырь» (алфавитный указатель к стихам из псалмов; 1727). С 1722 на службе в л.-гв. Преображенском полку. Вместе с отцом участвовал в Персидском походе 1722–23. В 1724 учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1726–27 слушал курсы философии и математики у профессоров Х. Ф. Гросса и Ф. Х. Майера, а также алгебры и астрономии – у Г. Гюйссена в Академическом университете при Петерб. АН. Перевёл с франц. яз.: «Некое итальянское письмо, содержащее описание Парижа и французов» (1726), «Таблица Кебика – философа» (1729) и др. Разделяя идеи петровских преобразований, сблизился с архиеп. Феофаном Прокоповичем, вошёл в т. н. учёную дружину.
Настроения «дружины» нашли отражение в первых написанных на рус. яз. по классич. образцам Горация и Н. Буало стихотв. сатирах К. Из 8 сатир К. первые 5 написаны в России в 1729–31 и позднее сильно переработаны, 6–8-я – в Париже в 1738–39 (впервые изданы на рус. яз. в 1762, до этого выходили во франц. переводе в 1749, в немецком – в 1752). Приписываемая К. 9-я сатира (изд. в 1858) ему не принадлежит. Две первые сатиры («На хулящих учения» и «На зависть и гордость дворян злонравных») отличаются изобилием злободневных политич. аллюзий, антиклерикальной направленностью, резкой критикой допетровской старины. В них автор осуждал действия тех представителей церковных и светских кругов, которые пытались после смерти имп. Петра I препятствовать распространению науч. знаний в России. Рассматривая петровскую Табель о рангах 1722, К. отстаивал идею физич. равенства людей и внесословной ценности человека. 3-я сатира («О различии страстей человеческих»), практически лишённая политич. подтекста, в духе Феофраста и Ж. де Лабрюйера представляет картину нравов, развёрнутую в череде персонажей, олицетворяющих общечеловеческие пороки. Сатиры, написанные К. в Париже («О истинном блаженстве», «О воспитании», «На бесстыдную нахальчивость»), представляют собой преим. морально-филос. рассуждения, в которых оптимистич. воззрения ранних просветителей на человеческую природу (Дж. Локка и др.) корректируются пессимистич. нравственной философией античного стоицизма. Присущие стилю сатир сложный, иногда латинизированный синтаксис и свободное смешение церковнославянской и просторечной лексики – результат стремления К. к созданию особого поэтич. языка, равно противопоставленного языку церковной книжности и собственно живой речи (лит.-теоретич. воззрения К. изложены им в «Письме Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских», 1742, изд. в 1744). В 1730 К. перевёл с франц. яз. трактат Б. Фонтенеля «Разговоры о множестве миров» (опубл. в 1740), в котором в популярной форме отстаивалась гелиоцентрическая система мира. Перевод книги и примечания к ней, многие из которых вошли в работу «О природе и человеке» (1743), имели немаловажное значение для разработки рус. науч. терминологии. В нач. 1730-х гг. К. работал над поэмой «Петрида, или Описание стихотворное смерти Петра Великого» (не окончена; изд. в 1859). Особое место в творческой деятельности К. занимало издание науч. наследия его отца. На свои средства К. опубликовал в Лондоне фундам. труд отца «История возвышения и упадка Оттоманской Порты» (т. 1–2; на англ. яз. издан в Лондоне в 1734–35, на франц. яз. – в Париже в 1743, на нем. яз. – в Гамбурге в 1755). К. являлся сторонником естественного права, разделял идеалы просветителей. Отстаивал идею равенства людей перед законом и судом. Считал, что все люди рождаются равными, что характер человека не зависит от природы, его формирует воспитание.
После смерти имп. Петра II (1730) К. выступил противником «затейки» верховников, сторонником самодержавной власти. Содействовал восшествию на престол имп. Анны Ивановны (участвовал в составлении и редактировании текста обращения дворянства к Анне Ивановне о восстановлении самодержавия).
В 1731–33 резидент, затем полномочный мин. (до 1738) в Лондоне; вёл переговоры о признании англ. двором имп. титула Анны Ивановны и назначении англ. посла в С.-Петербурге. В ходе борьбы за Польское наследство (1733–35) способствовал избранию на королевский престол Августа III. При посредничестве К. в 1734 между Россией и Великобританией был подписан торговый договор. Помимо дипломатич. службы, К. по заданию Петерб. АН приобретал книги, математич., физич. и астрономич. приборы, приглашал на работу в АН европ. учёных.
Полномочный мин. (1738), чрезвычайный посол (1739–44) в Париже. Там он познакомился с Ш. Л. Монтескьё и перевёл на рус. яз. его «Персидские письма» (перевод не сохр.). Находился в переписке с Вольтером и др. философами и литераторами франц. Просвещения. К. взял на себя организацию контактов между Петерб. АН и Франц. академией. Закупал и пересылал в С.-Петербург книги франц. авторов, географич. и мор. карты, планы европ. городов и крепостей. Способствовал изданию в Гааге трагедии П. Морана «Меншиков» (1739). Перевёл на рус. яз. 22 послания Горация (частично изданы в 1744; полн. изд. – 1867) и 55 стихотворений Анакреонта (1736, изд. в 1867), подготовил к печати собств. произведения, снабдив их комментариями (издано с предисл. И. С. Баркова).
Его тело находилось в Париже до 1745, когда на средства сестры М. Д. Кантемир было перевезено и захоронено в семейной усыпальнице в ц. Святых Константина и Елены Николаевского греч. мон. в Москве (в 1935 монастырь вместе с усыпальницей был разрушен).