ПАРТЕ́СНЫЙ КОНЦЕ́РТ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРТЕ́СНЫЙ КОНЦЕ́РТ, разновидность вокального духовного концерта эпохи барокко. Один из важнейших жанров рус. и укр. партесного пения. Сложился под влиянием зап.-европ. традиции, распространявшейся через Польшу. Имел преим. литургич. предназначение, что предполагало использование текстов духовного содержания (часто заимствованных из псалмов). Исполнялся, как правило, на литургии хором церковных певчих (обычно вместо причастного стиха либо после него – в большинстве случаев во время причащения священников в алтаре). Типичен многоголосный исполнительский состав а капелла (часто на 3, 4 голоса, нередко многохорный – на 8, 12 голосов). Характерны многоуровневые контрастные сопоставления (контраст звучания разных исполнительских групп, в т. ч. ансамбля солистов и хора), чередование фрагментов, различающихся в фактурном и интонационно-тематич. отношении. Многочисл. образцы П. к. сохранились исключительно в рукописных копиях. Видные мастера П. к. – Н. П. Дилецкий, В. Титов, С. Пекалицкий, Н. Калашников. Значит. количество дошедших до нашего времени сочинений в данном жанре анонимно. Во 2-й пол. 18 в. на смену П. к. пришёл многочастный духовный хоровой концерт, ориентированный на позднебарочную и раннеклассич. стилистику.