Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́ХЕЛЬБЕЛЬ ИОГАНН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 478-479

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПА́ХЕЛЬБЕЛЬ (Pachelbel) Ио­ганн (кре­щён 1.9.1653, Нюрн­берг – 9.3.1706, там же), нем. ком­по­зи­тор и ор­га­нист. Пер­во­на­чаль­ное муз. об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Нюрн­бер­ге у Г. Швем­ме­ра (эле­мен­тар­ная тео­рия му­зы­ки) и Г. Век­ке­ра (ком­по­зи­ция, иг­ра на ор­га­не), в 1670–72 ста­жи­ро­вал­ся как ком­по­зи­тор у К. Пре­нца в Ре­генс­бур­ге. В 1673–77 2-й ор­га­нист в со­бо­ре Св. Сте­фа­на в Ве­не. Слу­жил ор­га­ни­стом при дво­ре гер­цо­га Ио­ган­на Ге­ор­га в Эй­зе­на­хе (1677–78), за­тем в Пре­ди­гер­кир­хе в Эр­фур­те (1678–90); в эти го­ды сбли­зил­ся с семь­ёй Бах, был учи­те­лем му­зы­ки Ио­ган­на Кри­сто­фа Ба­ха. В 1690–92 ор­га­нист и ка­пель­мей­стер при дво­ре гер­цо­ги­ни Вюр­тем­берг­ской в Штут­гар­те. В 1692–95 гор. ор­га­нист г. Го­та, с 1695 до кон­ца жиз­ни ор­га­нист в гор. со­бо­ре Св. Зе­баль­да в Нюрн­бер­ге.

Один из вы­даю­щих­ся пред­ста­ви­те­лей юж­но­нем. муз. ба­рок­ко. В на­сле­дии П. наи­бо­лее зна­чи­ма му­зы­ка для ор­га­на и кла­ви­ра, в т. ч. ор­ган­ные фу­ги (св. 120, из них 98 – не­боль­шие пре­лю­дии к маг­ни­фи­ка­ту, на сво­бод­ные те­мы), фан­та­зии, ча­ко­ны, хо­раль­ные пре­лю­дии, ток­ка­ты и ри­чер­ка­ры, кла­вир­ная сюи­та «Гек­са­хорд Апол­ло­на» (Hexachordum Apollinis), ко­то­рая пред­став­ля­ет со­бой 6 арий с ва­риа­ция­ми (1699). Из ка­мер­ной му­зы­ки вы­де­ля­ют­ся сюи­ты «Му­зы­каль­ное на­сла­ж­де­ние» (Musikalische Er­götzung) для 2 скри­пок и бас­со кон­ти­нуо (1695) и са­мое из­вест­ное со­чи­не­ние П. – Ка­нон D-dur для 3 скри­пок и бас­со кон­ти­нуо (ок. 1694), в ко­то­ром по­ли­фо­нич. фор­ма ка­но­на со­еди­ня­ет­ся с тех­ни­кой пись­ма на бас­со-ос­ти­на­то. Ав­тор 2 месс, 13 маг­ни­фи­ка­тов, мо­те­тов (пре­им. на нем. тек­сты) и иной про­тес­тант­ской цер­ков­ной му­зы­ки. Не­ко­то­рые со­чи­не­ния П. от­ли­ча­ют­ся про­сто­той сти­ля (напр., по­пу­ляр­ные Ча­ко­на f-moll и Ка­нон D-dur, в ко­то­рых ис­поль­зу­ют­ся се­к­вен­ции), дру­гие, на­про­тив, ха­рак­те­ри­зу­ют­ся раз­но­об­раз­ным по­ли­фо­ни­че­ским (фу­ги на маг­ни­фи­кат) и фак­тур­ным («Гек­са­хорд Апол­ло­на») раз­ви­ти­ем.

Лит.: Eggebrecht H. H. J. Pachelbel als Vo­kal­komponist // Archiv für Musik­wissen­schaft. 1954. Bd 11; Finkel K. Süddeutscher Orgelba­rock: Untersuchungen und Studien über Orgel­bau, Orgelmeister und Orgelmusik im süddeu­tschen Raum. Wolfenbüttel, 1976; Perreault J. M. The thematic catalogue of the musical works of J. Pachelbel. Lanham, 2004.

Вернуться к началу