ПА́ХЕЛЬБЕЛЬ ИОГАНН
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́ХЕЛЬБЕЛЬ (Pachelbel) Иоганн (крещён 1.9.1653, Нюрнберг – 9.3.1706, там же), нем. композитор и органист. Первоначальное муз. образование получил в Нюрнберге у Г. Швеммера (элементарная теория музыки) и Г. Веккера (композиция, игра на органе), в 1670–72 стажировался как композитор у К. Пренца в Регенсбурге. В 1673–77 2-й органист в соборе Св. Стефана в Вене. Служил органистом при дворе герцога Иоганна Георга в Эйзенахе (1677–78), затем в Предигеркирхе в Эрфурте (1678–90); в эти годы сблизился с семьёй Бах, был учителем музыки Иоганна Кристофа Баха. В 1690–92 органист и капельмейстер при дворе герцогини Вюртембергской в Штутгарте. В 1692–95 гор. органист г. Гота, с 1695 до конца жизни органист в гор. соборе Св. Зебальда в Нюрнберге.
Один из выдающихся представителей южнонем. муз. барокко. В наследии П. наиболее значима музыка для органа и клавира, в т. ч. органные фуги (св. 120, из них 98 – небольшие прелюдии к магнификату, на свободные темы), фантазии, чаконы, хоральные прелюдии, токкаты и ричеркары, клавирная сюита «Гексахорд Аполлона» (Hexachordum Apollinis), которая представляет собой 6 арий с вариациями (1699). Из камерной музыки выделяются сюиты «Музыкальное наслаждение» (Musikalische Ergötzung) для 2 скрипок и бассо континуо (1695) и самое известное сочинение П. – Канон D-dur для 3 скрипок и бассо континуо (ок. 1694), в котором полифонич. форма канона соединяется с техникой письма на бассо-остинато. Автор 2 месс, 13 магнификатов, мотетов (преим. на нем. тексты) и иной протестантской церковной музыки. Некоторые сочинения П. отличаются простотой стиля (напр., популярные Чакона f-moll и Канон D-dur, в которых используются секвенции), другие, напротив, характеризуются разнообразным полифоническим (фуги на магнификат) и фактурным («Гексахорд Аполлона») развитием.