Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РО́НДО-СОНА́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 650

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Щербаков

РО́НДО-СОНА́ТА, сме­шан­ная муз. фор­ма, объ­е­ди­няю­щая при­зна­ки ро́н­до и со­нат­ной фор­мы. В от­ли­чие от др. сме­шан­ных форм, Р.-с. – фор­ма ус­то­яв­шая­ся. В нор­ме – 7-ча­ст­ная (по схе­ме ABACAB'A), где «C» – эпи­зод или раз­ра­бот­ка. От­сю­да – две осн. раз­но­вид­но­сти: c эпи­зо­дом (напр., 3-я со­на­та для скрип­ки и фп. Э. Гри­га, фи­нал); с раз­ра­бот­кой (напр., 4-й фп. кон­церт Л. ван Бет­хо­ве­на, фи­нал). Воз­мож­ны ва­ри­ан­ты схе­мы, напр. с про­пус­ком 3-го «А» (напр., 3-я со­на­та для скрип­ки с фп. И. Брам­са, фи­нал). По клас­си­фи­ка­ции А. Б. Мар­кса – «рон­до 4-й фор­мы» (Р.-с. с эпи­зо­дом, без за­клю­чит. пар­тии) и «рон­до 5-й фор­мы» (объ­е­ди­ня­ет по­ня­тия со­нат­ной фор­мы и Р.-с. с эпи­зо­дом вме­сто раз­ра­бот­ки, но с за­клю­чит. пар­ти­ей); Р.-с. с раз­ра­бот­кой у Мар­кса на­зы­ва­ет­ся «со­нат­ное рон­до» (нем. sonatenartige Rondo). Осн. при­зна­ки фор­мы: про­ве­де­ние глав­ной пар­тии (A) сра­зу по­сле по­боч­ной (B) по­доб­но реф­ре­ну в фор­ме рон­до; транс­по­зи­ция 1-го эпи­зо­да (B) в ре­при­зе (B') по­доб­но по­боч­ной пар­тии в со­нат­ной фор­ме. От рон­до в Р.-с. со­хра­ня­ют­ся пе­сен­но-тан­це­валь­ный те­ма­тизм и, как след­ст­вие, квад­рат­ность; эпи­зод (а не раз­ра­бот­ка); про­стые фор­мы в час­тях. От со­нат­ной фор­мы со­хра­ня­ют­ся со­от­но­ше­ние A и B как глав­ной и по­боч­ной пар­тий; на­ли­чие свя­зую­щей и за­клю­чит. пар­тий, раз­ра­бот­ки; транс­пози­ция­ эпи­зо­да в ко­де; пе­ри­од и пред­ло­же­ние как фор­мы час­тей.

При­ме­ня­ет­ся гл. обр. в фи­на­лах клас­си­ко-ро­ман­тич. цик­лич. ин­ст­ру­мен­таль­ных форм – со­нат, кон­цер­тов, сим­фо­ний и др.

Вернуться к началу