Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИНА́Л

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 379

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФИНА́Л (итал. finale, от лат. finis – ко­нец) в му­зы­ке, за­клю­чи­тель­ная часть му­зы­каль­но-сце­ни­че­ско­го или ин­ст­ру­мен­таль­но­го цик­лич. со­чи­не­ния. Ус­той­чи­вые ви­ды Ф. об­ра­зо­ва­лись в опе­ре и со­нат­но-сим­фо­ни­че­ском цик­ле. Опер­ный Ф. – боль­шая ан­самб­ле­вая или хо­ро­вая сце­на, за­вер­шаю­щая всю опе­ру или её от­дель­ный акт. Как по­след­няя часть со­нат­но-сим­фо­ни­че­ско­го цик­ла, об­ла­даю­щая ти­пич. чер­та­ми, Ф. ут­вер­дил­ся в ка­мер­ной ин­ст­ру­мен­таль­ной и сим­фо­нич. му­зы­ке Й. Гайд­на и В. А. Мо­цар­та. Ф. клас­си­ко-ро­ман­ти­че­ской сим­фо­нии, со­на­ты, квар­те­та и др., как пра­ви­ло, со­чи­ня­лись в ис­ход­ной то­наль­но­сти, бы­ст­ром тем­пе, в фор­ме рон­до ли­бо со­нат­ной (ино­гда ва­риа­ци­он­ной). Ком­по­зи­то­ры 19–20 вв. на­хо­ди­ли для сим­фо­нич. Ф. но­вые, не­тра­диц. ре­ше­ния (напр., хо­ро­вой Ф. в 9-й сим­фо­нии Л. ван Бет­хо­ве­на, мед­лен­ный Ф. в 6-й сим­фо­нии П. И. Чай­ков­ско­го).

Вернуться к началу