СВЯТО́ГО МА́РКА СОБО́Р
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СВЯТО́ГО МА́РКА СОБО́Р (Basilica di San Marco) в Венеции, памятник архитектуры. Сооружён для создания достойного места упокоения реликвий евангелиста св. Марка. Капелла Дворца дожей, с 1807 кафедральный собор. Первое здание освящено в 832, второе – в 978, части его внешних стен и фундаментов включены в нынешнее сооружение в романском стиле из кирпича с мраморной облицовкой (начато ок. 1063, освящено в 1094). Крестообразный в плане собор перекрыт 5 куполами и воспроизводит несохранившийся храм Двенадцати Апостолов в Константинополе. В 13 в. в стиле готики возведён нартекс, сменивший портик более раннего времени, изменён наружный облик куполов, украшена верхняя часть фасада (ок. 1250). Мраморная облицовка пола – 12 в. Во внешнем облике собора переплелись черты визант., исламского и зап.-европ. (романского и готического) зодчества. Отдельно стоящая кампанила (2-я пол. 12 в., пирамидальное завершение 1511) обрушилась в 1902, воссоздана в 1912.
Скульптурная декорация включает в себя как произведения 11–12 вв., созданные для нынешнего собора (резные плиты эмпор с цветочными и зооморфными мотивами, выполненные визант. мастерами, и др.), так и античные и раннесредневековые памятники, использованные для украшения собора (квадрига из золочёной бронзы, вывезенная в Венецию из Константинополя в 1204 и установленная на фасаде собора; её датировка варьируется от 4 в. до н. э. до 3 в. н. э., ныне в Музее собора; см. илл. к ст. Патина; группа «Тетрархи», красный порфир, 4 в.; мраморные плиты с зооморфными мотивами 6–10 вв.), а также скульптурные циклы 13–15 вв. [рельефы центр. портала с аллегориями месяцев, добродетелей, блаженства, ремёсел, 14 в.; мраморный иконостас П. и Я. далле Масенье (Мазенье), 1394; элементы завершения фасада и отд. статуи в позднеготич. стиле скульпторов Пьеро ди Никколо и Никколо ди Пьеро Ламберти, нач. 15 в.].
Мозаичная декорация собора представляет собой самый обширный цикл подобного рода, в его создании выделяют 3 фазы. К ранней (последняя треть 11 в.) относятся мозаики центр. портала нартекса и гл. апсиды (образ Христа-Пантократора заменён копией в 1506; святые покровители Венеции), созданные мастерами из Константинополя. Ко 2-й фазе относятся мозаики 12 в. в куполах и на сводах («Христос-Эммануил», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа на апостолов», св. Иоанн Евангелист, святые покровители Венеции и др.), в которых визант. элементы сочетаются с местными, венецианскими, и западноевропейскими. Последняя фаза представлена повествоват. мозаиками в нартексе (св. 125 эпизодов из книг Бытия и Исхода, 2-я и 3-я четв. 13 в.), на стенах рукавов трансепта, в капелле Дзен (сцены из жизни св. Марка), сцена «Перенесение мощей св. Марка» в люнете над сев. порталом фасада (1250–75). Среди мозаик более позднего времени – декорации капеллы Св. Исидора и баптистерия (1340-е гг.), капеллы Масколи (1430–51, по картонам М. Джамбоно, А. дель Кастаньо), мозаики 16 в., в т. ч. по картонам Тициана, Тинторетто, П. Веронезе и др., декор люнетов на фасаде (17–19 вв.). Мн. ср.-век. мозаики были изменены в ходе реставраций 18–19 вв. В интерьере – «Пала д’Оро» («Золотой алтарь», украшен эмалевыми пластинами и драгоценными камнями, заказан в Константинополе в 976, неоднократно поновлялся до 1342–45; см. илл. к ст. Алтарный образ). В сокровищнице собора хранится коллекция визант. иск-ва, б. ч. которой была вывезена в Венецию после 4-го крестового похода, среди них «Богоматерь Никопея» (12 в.), вотивная корона имп. Льва VI (рубеж 9–10 вв.), 2 золотых с эмалью иконы св. Архангела Михаила (11 в.), книжные оклады (9–14 вв.), также памятники исламского иск-ва (в т. ч. персидские ковры), зап.-европ. шпалеры 15–16 вв. В составе памятников Венеции собор включён в список Всемирного наследия.
С 16 в. органистами и капельмейстерами собора были выдающиеся музыканты А. Вилларт, К. Меруло, А. и Дж. Габриели, Дж. Царлино, К. Монтеверди, Ф. Кавалли, Дж. Легренци, А. Лотти, Б. Галуппи и др. Уникальная акустика собора стимулировала эксперименты композиторов в области хоровой музыки (см. в ст. Венецианская школа). Ныне 2 главных органа располагаются перед алтарём слева и справа фасадами друг к другу (построены в 1776 мастером Г. Каллидо, неоднократно реконструировались).