АЛТА́РНЫЙ О́БРАЗ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛТА́РНЫЙ О́БРАЗ, худож. произведение в системе алтаря в Римско-католич. церкви. Располагается обычно над алтарным престолом либо за ним (реже – перед ним) и изображает персонажей и сюжеты Священного Писания и святых; может включать в себя, помимо живописи, круглую скульптуру, рельеф, элементы декора. Иногда А. о. называют просто алтарём. Ранние А. о. имели вид прямоугольного панно; к этой форме восходит знаменитая «Пала д’Оро» (работы константинопольских мастеров 10 в.) в соборе Св. Марка в Венеции, украшенная драгоценными камнями и сохранившая даже после переделок 12–14 вв. некоторые черты визант. иконостаса. Будучи произведением архитектуры малых форм (зависящим от архитектуры храма), А. о. может быть одночастным или многочастным (диптих, триптих, полиптих), включать верхний балдахин (киворий) и нижнюю, горизонтальную часть (пределлу – в итал. иск-ве с нач. 14 в.). В итал. иск-ве в центр. части А. о. помещалась, как правило, Мадонна (или святой покровитель), на створках – разл. святые и сакральные сцены («Маэстá» Дуччо ди Буонинсенья для собора в Сиене, 1308–11; произведения Пьеро делла Франчески, А. Мантеньи, Дж. Беллини, Фра Анджелико и др.). В иск-ве Сев. Возрождения (Нидерланды, герм. государства), начиная с 14 в., А. о. состоял из мн. подвижных частей: его боковые створки, закрытые в будни, раскрывались в праздничные дни; сочетание живописи со скульптурой или имитирующей её гризайлью усиливало эффект «явленного чуда» («Гентский алтарь» Я. ван Эйка, произведения Рогира ван дер Вейдена, Х. Мемлинга, Х. ван дер Гуса, А. Дюрера, «Изенгеймский алтарь» М. Грюневальда, 1512–15). В Испании в тот же период оформился тип ретабло (высокого, многоярусного комплекса А. о.). С 16 в. форма А. о. упрощается: он становится алтарной картиной (у Рафаэля, Тициана, П. П. Рубенса, М. Караваджо, Ф. Сурбарана и мн. др.) или скульптурным произведением («Экстаз св. Терезы» Дж. Бернини для капеллы Корнаро в ц. Санта-Мария делла Виттория в Риме, 1644–1652). Иногда А. о. заменяет алтарная фреска («Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане, 1536–41). Позднее различие между собственно А. о. и религ. картиной (или скульптурой) постепенно исчезает. См. также Заалтарный образ (в византийских и православных храмах), Икона, Складень.