НАТУРА́ЛЬНЫЕ ЛАДЫ́
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАТУРА́ЛЬНЫЕ ЛАДЫ́, термин отечественной теории музыки, объединяющий лады народной, старинной европейской и традиционной неевропейской музыки. Возник в 1937 (Ю. Н. Тюлин) из противопоставления профессиональной (церковной) и «естественной» (народной) музыки. В действительности многие виды и жанры музыки, по отношению к которым применяется термин «Н. л.» (русский знаменный распев, европейский григорианский хорал, индийская рага, арабский макам, азербайджанский мугам), представляют собой профессиональные традиции с многовековой историей, и, наоборот, гармония народной музыки последних 3 столетий (например, еврейский клезмер) во многом обязана «искусственной» европейской тональности. Типологически Н. л. относятся к модальным ладам (см. Модальность), центральным элементом системы которых служит звукоряд. В основе звукорядов Н. л. могут лежать различные роды интервальных систем: диатоника, пентатоника, миксодиатоника, гемиолика. Все они могут быть представлены в полной или неполной (олиготоновой) форме. Наиболее распространено отнесение термина «Н. л.» к 7 октавным диатоническим звукорядам, причём по традиции, идущей от европейской музыкальной науки 16–19 вв., им присваиваются названия древнегреческих «видов октавы» (или «тонов»; см. в статье Древнегреческие лады).
Эти и другие Н. л. (например, лидомиксолидийский, распространённый в народной музыке Польши и Молдавии) распространены на большом историческом и географическом пространстве, от античности до современности и от Японии до Испании. Модальные тоны Н. л. (например, фригийская секунда, дорийская секста и т. д.) широко использовались как модализмы в европейской академической музыке с 19 в., особенно композиторами-романтиками, с 20 в. также джазовыми музыкантами. В именовании ладовых звукорядов народных песен «ионийскими», «лидийскими» и т. п. не содержится указания на какой-либо античный генезис музыкального материала. Привязка греческих названий, например к русской народной песне (как и к любой другой локальной традиции), – условность, принятая в музыкальной науке. Индивидуальные особенности Н. л. определяются совокупным действием модальных категорий и функций: центрального по значению звукоряда, конечного тона-устоя, господствующего тона, типовых мелодических формул (попевок) и др.
Звукоряды Н. л. не следует путать с натуральным звукорядом.