Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИЕ́СА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев (теория музыки), А. Ю. Зубов (музыкальная акустика)

ДИЕ́СА (греч. δίεσις, букв.  распускание [разделение целого на части]; лат. diesis), в теории музыки и музыкальной акустике – микроинтервал. Первое сохранившееся упоминание – у Филолая, который определял Д. как остаток от вычитания 3 целых тонов из квинты или 2 тонов из кварты. Т. о., по Филолаю, Д. — малый пифагорейский полутон диатонического тетрахорда (позднее названный лиммой). В эпоху античности всеобщее распространение, однако, получило понимание Д. как музыкального (без точных арифметических расчётов) интервала меньше полутона, установленное Аристоксеном. Он понимал под Д. 3 микроинтервала, присущих хроматическому и энармоническому «родам мелоса» (см. в ст. Роды интервальных систем): энармоническая (тетартеморная) Д. = 1/4 целого тона, Д. мягкой хромы (тритеморная) = 1/3 тона, Д. полуторной хромы (гемиольная) = 3/8 тона. Энармоническую Д. Аристоксен считал наименьшим интервалом, который можно воспроизвести голосом и воспринять слухом; кроме того, он утверждал, что последовательности более двух Д. подряд в музыке быть не может. В средние века доминировала трактовка Д. (обычно заимствованная у Боэция) как 1/4 тона. Авторы некоторых трактатов уделяли особое внимание Д. как интервалу, придающему музыке выразительность и изыск. Напр., в анонимной глоссе 12 в. к главе 10 трактата «Микролог» Гвидо Аретинского обсуждаются две Д. в диатонике григорианского хорала: ниже F (E, повышенное на четвертитон) и ниже C (H, повышенное на четвертитон). В трактате Маркетто Падуанского «Разъяснение в искусстве плавной музыки» (ок. 1318) в 2-голосном хроматическом контрапункте Д. полагается «необходимой» для лучшего прилегания «несовершенного диссонанса» большой сексты к совершенному консонансу октавы (напр., при e/cis' – d/d' предпочтительна Д. cisis'-d' вместо полутона cis'-d'). В книге Н. Вичентино «Древняя музыка, приведённая к современной практике» (1555) Д. введена как ступенная величина в микрохроматической системе (см. Микрохроматика), изобретённой для «возрождения» греческой энармоники в условиях новой полифонии.

При исследовании чистого строя естественным образом возник интервал меньше полутона с отношением частот звуков 128:125, названный Д. (Ф. Салинас и др. учёные 16–18 вв.). Он определялся как разность диатонического (16:15) и хроматического (25:24) полутонов чистого строя (диатонический полутон равен разности чистой кварты [4:3] и чистой большой терции [5:4], а хроматический полутон – разности меньшего целого тона [10:9] и диатонического полутона). Д. 128:125 получила название малой Д. для отличия от большой Д., которая у некоторых авторов (Дж. Царлино, А. Веркмейстер и др.) была синонимом хроматического полутона. В настоящее время принято закреплённое в интервальных таблицах Х. Римана определение большой Д. как интервала с отношением частот 648:625. Большая Д. превосходит малую на синтоническую комму. Малая Д. равна разности октавы и трёх чистых больших терций, большая Д. – разности октавы и четырёх чистых малых терций (6:5). Величина в центах малой Д.  41,06 ц, большой – 62,57 ц; эти величины с большой точностью совпадают с 1/29 и 1/19 частями октавы соответственно. В чистом строе обеим разновидностям Д. соответствует интервал уменьшённой секунды (c–deses, cis–des, e–fes, eis–f и т. д.) как разность малой секунды и увеличенной примы. В среднетоновом строе (в котором все квинты квинтовой цепи уменьшены на 1/4 синтонической коммы) уменьшённая секунда также равна малой Д. В регулярном строе (в котором все квинты квинтовой цепи уменьшены на 1/3 синтонической коммы) уменьшённая секунда равна большой Д.

См. также Альтерация, Строй музыкальный.

Вернуться к началу