ЛИНЕА́РНОСТЬ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИНЕА́РНОСТЬ (нем. Linearität, от лат. linearis – линейный), в многоголосной музыке – качество голосоведения, состоящее в приоритете мелодических (линейных) связей между звуками в каждом из голосов перед гармоническими (акустическими) связями созвучий.
Термин применяется к музыке полифонического склада (см. Полифония), где линеарность проявляется как непрерывное развёртывание голосов, мелодико-интонационная сопряжённость звуков, определённость мелодических линий – звуковысотных последований, суммарный профиль которых образуют главенствующие точки-звуки. В музыке преимущественно гомофонного склада (см. Гомофония) оба типа связей – мелодический и гармонический – сложно и многообразно взаимодействуют. Так, в различных видах гармонической тональности (например, в 19 в. у М. П. Мусоргского, в 20 в. – у С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича) может встретиться аккорд, который естественно и легко объясняется его мелодической (линеарной) связью с последующим аккордом, а не акустической близостью основных тонов сопрягаемых аккордов (как, например, в последовательности аккордов доминантовой и тонической группы). Подобные аккорды в современной учебной практике обычно называют «линеарными».
Композиционно-технически такие аккорды обычно возникают как результат моноритмической дублировки мелодии созвучиями. Эта техника отмечается ещё в Средневековье – до того, как сформировалось понятие аккорда [конкорды квинтоктавы в параллельном органуме 9–10 вв., терцсексты («секстаккорды») в фобурдоне 15 в.]. В 20 в. на новом уровне сонантности для «утолщения» мелодии часто использовались септаккорды (как в «Мимолётности» op. 22 №1 С. С. Прокофьева) и более сложные аккордовые структуры (прелюдия «Затонувший собор» К. Дебюсси). В джазе с 1930-х гг. линеарные аккорды (септаккорды, реже нонаккорды) используются в рамках широко распространённой техники блок-аккордов.
Техника композиции, основанная на абсолютизации линеарности, получила название линеаризм. Характерная (в разной степени актуальности) для А. Шёнберга, П. Хиндемита, Д. Мийо, И. Ф. Стравинского, она развивалась в 20 в. в тесной связи с «авангардными» гармоническими, полифоническими, ритмическими, фактурными и др. приёмами и техниками, особенно серийной техникой (например, разнотемповые контрапункты одной серии или различных серий в разных голосах). В отличие от классической полифонии (предполагающей отчётливое единство голосов), в сочинении, написанном в технике линеаризма (в диссонирующей среде, при широком использовании полиритмии и т. д.), голоса мало зависимы друг от друга и не воспринимаются слухом непосредственно как единое художественно-тематическое целое.