БЛОК-АККО́РДЫ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЛОК-АККО́РДЫ (англ. block chords), вид гармонической техники в джазе; дублировка мелодии мягко диссонирующими аккордами. В джазовой фактуре наиболее типичны блок-аккорды в тесном расположении: мелодия дублируется в нижнюю октаву, а её (октавы) пустое пространство заполняется тремя различными звуками, сообразно с гармонией. Таким образом, мелодия колорируется гармоническими средствами, а фактура многоголосного целого превращается в непрерывную цепь мягких диссонансов, преимущественно септаккордов. На опорных (ладоопределяющих) звуках мелодии размещаются основные аккорды. Звуки проходящие, вспомогательные (неаккордовые) «получают» линеарные аккорды (см. Линеарность) — проходящие либо вспомогательные, с таким расчётом, чтобы внимание слушателя не фиксировалось на них, а направлялось на основные гармонии. Из проходящих наиболее характерен уменьшённый вводный септаккорд. Вспомогательный полутон снизу зачастую порождает «вводящий» линеарный аккорд, точно воспроизводящий полутоном ниже структуру основного, к которому он стремится (d/fis/a/h в затакте нотного примера, линеарно разрешающийся в es/g/b/c на сильной доле следующего такта), либо содержащий отдельные вводные тоны (в последнем аккорде т.4 as и ces, разрешающиеся соответственно в g и b следующего аккорда).
Исторически техника блок-аккордов восходит к английскому и континентальному фобурдону 15 в. (в фобурдоне мелодия «утолщается» секстаккордами). Блок-аккорды были внедрены в кон. 1930-х гг. Г. Миллером в аранжировки для духовых инструментов, став элементом фирменного стиля его биг-бенда; позднее использовались рутинно в аранжировках биг-бендов Каунта Бейси, Дюка Эллингтона и др. Новаторами техники блок-аккордов в фортепианном джазе считаются Милт Букнер и Джордж Ширинг, активно внедрявшие блок-аккорды начиная с 1940-х гг. Вслед за тем блок-аккорды стали обязательной составляющей техники любого джазового пианиста, включая О. Питерсона, Б. Эванса, А. Джамала.