Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЫСО́ТНЫЙ КЛАСС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Зубов

ВЫСО́ТНЫЙ КЛАСС, звуковысотный класс (англ. pitch class), в теории музыки и музыкальной акустике класс (множество) звуковых высот, отождествляемых по тому или иному признаку. Такое отождествление определяется некоторым отношением эквивалентности. Под В. к. обычно понимают октавный В. к.  совокупность звуков, отличающихся друг от друга на некоторое целое число октав. Иначе говоря, октавный В. к.  это звук определённой высоты, рассматриваемый с точностью до октавы. Так, октавный класс A («ля») представляет все высóты звуков «ля» во всех октавах как единую совокупность, без конкретизации принадлежности к той или другой октаве (малой, первой, второй и т. д.). С точки зрения акустики отношением эквивалентности, определяющим октавные высотные классы, служит следующее: 2 звука с частотами основных тонов f1 и f2 эквивалентны (т. е. принадлежат одному и тому же В. к.), если отношение ff1 равно целой степени двойки. 

Понятие октавного В. к. близко понятию ступени (рассматриваемой с точностью до октавы), но не вполне тождественно ему, так как зависит от конкретного строя музыкального. Например, cтупени cis и des, рассматриваемые с точки зрения музыкальной логики классико-романтической гармонии, считаются различными (хотя и энгармонически равными); в то же время совпадение или различие В. к. cis и des определяется музыкальным строем: эти классы совпадают в равномерно темперированном строе (см. Темперация), но не совпадают, например, в пифагоровом или среднетоновом.

По существу идея (октавного) В. к. была давно известна музыкантам и теоретикам, но сам термин был введён в 20 в. М. Бэббиттом и изначально применялся им в рамках систематического анализа додекафонии. Идеи Бэббитта были развиты А. Фортом для исследования атональной музыки (см. Атональность). Рассмотрение В. к. Бэббиттом и Фортом было вызвано необходимостью избавиться от неоднозначности записи в классической нотации (с помощью диезов, бемолей и др. знаков альтерации) 12 разных высот равномерно темперированного строя в октаве; 12 высотных классов Форт обозначал числами от 0 до 11. Теория Форта стала основой  современного «теоретико-множественного  музыкального анализа» (англ. set-theoretical music analysis), развитого прежде всего американскими учёными. Понятие «пространства высотных классов» (англ. pitch class space) играет фундаментальную роль в «геометрическом» музыкальном анализе, концепцию которого в нач. 21 в. предложил американский учёный Д. Тимошко. Этот анализ, получивший признание в США, может быть применён к европейской музыке от средневековой полифонии до минимализма и джаза.

Кроме октавных В. к. рассматриваются и другие, особенно в области построения экспериментальных звукорядов (в т. ч. для электронной музыки). Например, так называемый звукоряд Болена – Пирса (англ. Bohlen–Pierce scale), впервые описанный в 1970-х гг., основан на делении интервала с отношением частот 3:1 (соответствующего дуодециме, но в рамках теории данного звукоряда называемого «тритавой») на 13 интервалов, производимых отношениями целых чисел, которые имеют лишь 3, 5, или 7 в качестве простых делителей. В таком звукоряде отсутствуют октавы (интервалы с отношением частот 2:1) и возникают «тритавные» (а не октавные) высотные классы.

Лит. Forte A. The Structure of atonal music. New Haven, 1973; The collected essays of Milton Babbitt, ed. by S. Peles, S. Dembski, A. Mead, J. Straus. Princeton, 2003; Schuijer M. Analyzing Atonal Music: Pitch-Class set theory and its contexts. Rochester, NY, 2008; Tymoczko D. A Geometry of music. Oxford, MA, 2011.

Вернуться к началу