БЭ́ББИТТ МИЛТОН
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЭ́ББИТТ (Babbitt) Милтон (10.5.1916, Филадельфия – 29.1.2011, Принстон), американский теоретик музыки, композитор, педагог. Действительный член Американской академии искусств и литературы (1986). В 1931 поступил на математический факультет Пенсильванского университета, вскоре перевёлся в Нью-Йоркский университет и сосредоточился на музыке. По окончании (1935, бакалавр) брал уроки композиции у Р. Сешнcа. В 1942 окончил (магистр) Принстонский университет, специализировался также у Сешнcа. В 1950-е гг. принимал участие в создании первого музыкального синтезатора. В 1951–52 президент американского отделения Международного общества современной музыки. Преподавал в Принстонском университете (математические дисциплины с 1943, музыкальные – с 1948; профессор с 1960), Джульярдской школе (композиция, с 1973), университете штата Висконсин (г. Мадисон, с 1983; лекции о музыке изданы под названием «Words about music», 1987) и др. вузах США; в 1964 провёл семинар по современной музыке на Летних курсах новой музыки в Дармштадте. Среди учеников (композиция) – композитор Ф. Ржевский, дирижёр Х. Эрл. Диссертация «Функция структуры рядов в 12-тоновой системе» («The function of set structure in the twelve-tone system»; 1992).
Принципы своего «музыкально-математического» ви́дения 12-тоновой музыки изложил в ряде публикаций со 2-й пол. 1950-х гг. В статьях «12-тоновые инварианты как композиционные детерминанты» (1960) и «Структура множества как композиционная детерминанта» (1961) формируется ключевое для аналитического метода Б. понятие «структуры высотного множества», или «высотного ряда» (англ. set structure), основанное на линейной упорядоченности звуковысотных классов. На основе трудов Б. с использованием его терминологии А. Форт развил «теорию рядов» (англ. set theory; т. н. теория Бэббитта-Форта), которая в современном музыкознании США приобрела огромную популярность.
Композиторский стиль Б. сформировался под влиянием И. Ф. Стравинского, А. Шёнберга, А. фон Веберна, А. Берга и основан на прекомпозиционной рациональной идее произведения в сочетании с драматическим, поэтическим и др. аспектами. Наиболее известные сочинения: «Реквием соло» для сопрано и 2 фортепиано (1977), «Композиция для синтезатора» (1961), «Филомела» для сопрано и синтезатора (1964), «Concerto Piccolino» для вибрафона (1999), «Лебединая песня № 1» для флейты, гобоя, скрипки, виолончели и двух гитар (2003). Пулитцеровская премия (1982).