Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САД ДОНАСЬЕН АЛЬФОНС ФРАНСУА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 200

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Т. Пахсарьян

САД (Sade) До­нась­ен Аль­фонс Фран­суа, мар­киз де (2.6.1740, Па­риж – 2.12.1814, там же), франц. пи­са­тель. Из ари­сто­кра­тич. се­мьи. Учил­ся в кол­ле­же д’Аркур, в ка­ва­ле­рий­ском уч-ще. Слу­жил в ар­мии, при­ни­мал уча­стие в Се­ми­лет­ней вой­не 1756–63. Во вре­мя Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в. был ко­мис­са­ром. От­личал­ся скан­даль­ным по­ве­де­ни­ем; не­од­но­крат­но от­бы­вал тю­рем­ное на­ка­за­ние, в т. ч. в Ба­с­ти­лии; со­дер­жал­ся в пси­хи­ат­рич. ле­чеб­ни­це. Пер­вое зна­чит. про­из­ве­де­ние – на­пи­сан­ный в тюрь­ме «Диа­лог ме­ж­ду свя­щен­ни­ком и уми­раю­щим» («Dialogue entre un prêtre et un moribond», 1782), в ко­то­ром на­шли во­пло­ще­ние фи­лос. воз­зре­ния С., став­шие ре­зуль­та­том ра­ди­каль­но­го раз­ви­тия идей франц. Про­све­ще­ния, – ате­изм, ма­те­риа­лизм, ра­цио­на­лизм, культ те­лес­но­го на­ча­ла, от­ри­ца­ние об­ще­при­ня­тых норм мо­ра­ли и ут­вер­жде­ние аб­со­лют­ной сво­бо­ды че­ло­ве­ка, ес­те­ст­вен­но­сти лю­бых его же­ла­ний (в т. ч. свя­зан­ных с на­си­ли­ем над дру­гим). Ав­тор ро­ма­нов: «120 дней Со­до­ма» («Les 120 journées de Sodome», 1785; изд. в 1931–35), «Не­сча­стья доб­ро­де­те­ли» («Les infortunes de la vertu», 1787), «Али­на и Валь­кур, или Фи­ло­соф­ский ро­ман» («Aline et Valcour, ou le Roman philosophique», 1788), «Жюс­ти­на, или Не­сча­ст­ная судь­ба доб­ро­де­те­ли» («Ju­sti­ne ou les Malheurs de la vertu», 1791), «Фи­ло­со­фия в бу­дуа­ре» («La philo­so­phie dans le boudoir», 1795) и др. Сре­ди про­из­ве­де­ний: сб-ки «Сказ­ки, бас­ни и фаб­лио» («Historiettes, contes et fab­liaux», 1788), «Пре­сту­п­ле­ния люб­ви, ге­рои­че­ские и тра­ги­че­ские но­вел­лы» («Les Crimes de l’amour, ou Nouvelles héroї­ques et tragiques», 1800); пись­ма, пье­сы, по­ли­тич. пам­фле­ты, эс­се. В 1789 мн. ру­ко­пи­си С. по­гиб­ли при взя­тии Бас­ти­лии; при жиз­ни С. его про­из­ве­де­ния из­да­ва­лись ма­ло. В 19 в. С. вос­при­ни­мал­ся как скан­даль­ный пи­са­тель; в 1830-е гг. по­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние сло­во «са­дизм» (см. Са­дизм). Ин­те­рес к на­сле­дию С. воз­ник на вол­не фрей­диз­ма, на­стоя­щее его «от­кры­тие» при­нёс франц. сюр­реа­лизм. Про­из­ве­де­ния С., не­од­но­крат­но эк­ра­ни­зи­ро­ван­ные, ста­ли как дос­тоя­ни­ем мас­со­вой ли­те­ра­ту­ры, так и пред­ме­том фи­лос. и куль­ту­ро­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний.

Соч.: Œuvres complètes. [P.], [1986]–1991. Vol. 1–15; Œuvres. P., 1992–1998. Vol. 1–3; Собр. соч.: В 10 т. М., 1998–2005–. Т. 1–4–.

Лит.: Lever M. D. A. F. marquis de Sade. P., 1991; Мар­киз де Сад и XX век. М., 1992; Saint-Bris G. Marquis de Sade. L’ange de l’ombre. P., 2013.

Вернуться к началу