Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕРУ́ДА ПАБЛО

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 500-501

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Г. Хорева

НЕРУ́ДА (Neruda) Паб­ло (псевд.; наст. имя и фам. Неф­та­ли Ри­кар­до Рей­ес Ба­со­аль­то, Reyes Basoalto) (12.7.1904, Пар­раль – 23.9.1973, Сан­ть­я­го), чил. по­эт, ди­пло­мат, об­ществ. дея­тель. Ро­дил­ся в се­мье же­лез­но­до­рож­но­го слу­жа­ще­го. Ра­но по­те­рял мать; дет­ст­во про­вёл в г. Те­му­ко. В 1921 по­сту­пил в пе­да­го­гич. ин-т Сан­ть­я­го, од­на­ко в 1925 бро­сил учё­бу, ув­лёк­шись по­эзи­ей. Боль­шое влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние по­этич. вку­сов Н. ока­за­ла встре­ча с Г. Ми­ст­раль. В 1927–32 на ди­пло­ма­тич. ра­бо­те в стра­нах Азии, в 1933 – в Ар­ген­ти­не, где по­зна­ко­мил­ся с Ф. Гар­си­ей Лор­кой. С 1934 кон­сул в Бар­се­ло­не, за­тем в Мад­ри­де. Вме­сте с Гар­си­ей Лор­кой из­да­вал лит. ж. «Зе­лё­ная ло­шадь для по­эзии» («El caballo verde pasa la poesia»); сбли­зил­ся с Р. Аль­бер­ти, М. Эр­нан­де­сом. В 1938 на­прав­лен с крат­ко­сроч­ной мис­си­ей в Па­риж, где по­мо­гал исп. рес­пуб­ли­кан­цам эмиг­ри­ро­вать в Лат. Аме­ри­ку. В 1939–44 сек­ре­тарь, за­тем кон­сул чил. по­соль­ст­ва в Ме­хи­ко. Вер­нув­шись в Чи­ли, за­нял­ся ак­тив­ной по­ли­тической дея­тель­но­стью, был из­бран в се­нат. В 1945 вступил в КП Чи­ли. В 1946 пуб­лич­но осу­дил дея­тель­ность пра­ви­тель­ст­ва, был об­ви­нён в гос. из­ме­не и бе­жал в Мек­си­ку (1949). Смяг­че­ние за­ко­нов, на­прав­лен­ных про­тив пред­ста­ви­те­лей ле­вых пар­тий, по­зво­ли­ло Н. вер­нуть­ся на ро­ди­ну в 1953. В 1970 вы­дви­нут на пост пре­зи­ден­та стра­ны от ком­пар­тии, но снял свою кан­ди­да­ту­ру в поль­зу С. Аль­ен­де Гос­сен­са, по­сле по­бе­ды ко­то­ро­го был на­зна­чен по­слом во Фран­цию. В 1972 вер­нул­ся в Чи­ли.

Сти­хи на­чал пи­сать в воз­рас­те 10 лет. В 1921 стих. «Празд­нич­ная пес­ня» («Can­ción de la fiesta») по­лу­чи­ло гл. приз на сту­денч. кон­кур­се. Пер­вый по­этич. сб. «Со­б­ра­ние за­ка­тов» («Crepusculario», 1923) – в ду­хе мо­дер­ни­ст­ской по­эзии. Про­ни­зан­ный мо­ти­ва­ми тра­гич. бе­зыс­ход­но­сти и оди­но­че­ст­ва сб. «Два­дцать по­эм люб­ви и од­на песнь от­чая­ния» («Veinte poe­mas de amor у una cancion desesperada», 1924), в ко­то­ром на­шла от­ра­же­ние лю­бов­ная дра­ма Н., при­нёс ему сла­ву од­но­го из ве­ду­щих лат.-амер. по­этов. От­каз от тра­диц. рит­мов и риф­мы, ув­ле­че­ние приё­ма­ми сюр­реа­лиз­ма ха­рак­тер­ны для сб. «По­пыт­ка бес­ко­неч­но­го че­ло­ве­ка» («Tentativa del hombre in finito», 1926) и кн. сти­хо­тво­ре­ний в про­зе «Коль­ца» («Anillos», 1926, в со­ав­тор­стве с Т. Ла­го), по­ве­ст­вую­щих о внут­рен­нем смя­те­нии, хао­се соз­на­ния и ми­ро­зда­ния. Стрем­ле­ни­ем по­стичь он­то­ло­гич. тай­ну Все­лен­ной про­ник­нут по­этич. сб. «Ме­сто­жи­тель­ст­во – Зем­ля» («Re­sidencia en la tierra», vol. 1–2, 1933–1935), ко­то­рый от­ли­ча­ют сме­лая, час­то весь­ма «тём­ная» ас­со­циа­тив­ная об­раз­ность, экс­пе­ри­мен­ты с син­так­си­сом, риф­мой, стро­фи­кой. Ан­ти­фа­ши­ст­ский па­фос при­сущ ли­ри­ке сер. 1930-х гг.; тра­ге­дия гражд. вой­ны и убий­ст­во Гар­сии Лор­ки ото­зва­лись в сб. «Ис­па­ния в серд­це» («Espana en el corazón», 1937, рус. пер. 1939). Те­мы сво­бо­ды, брат­ст­ва, все­об­ще­го еди­не­ния в борь­бе со злом про­ни­зы­ва­ют сти­хо­тво­ре­ния «Песнь Ста­лин­гра­ду» («Canto a Stalingrado», 1942) и «Но­вая песнь люб­ви Ста­лин­гра­ду» («Nuevo canto de amor a Stalin­grado», 1943). Вер­ши­на твор­че­ст­ва – по­этич. эпо­пея «Все­об­щая песнь» («Canto gene­ral», 1950, рус. пер. 1954), в ко­то­рой Н. вос­пел при­ро­ду и ис­то­рию род­но­го кон­ти­нен­та, его про­шлое и на­стоя­щее. По­эзия Н. 1950-х гг. от­ме­че­на стрем­ле­ни­ем к эпич. ох­ва­ту дей­ст­ви­тель­но­сти, а так­же мно­го­числ. фор­маль­ны­ми экс­пе­ри­мен­та­ми (за­мы­сло­ва­тые ме­та­фо­ры, не­обыч­ный ритм, сво­бод­ный стих) – сб. «Ви­но­град­ни­ки и ве­тер» («Las uvas y el viento», 1954) и др. Фи­лос. ос­мыс­ле­ние эк­зи­стен­ци­аль­ных ос­нов жиз­ни и её ма­лых, обы­ден­ных яв­ле­ний, тон­кие раз­мыш­ле­ния о люб­ви ха­рак­тер­ны для сб-ков «Оды из­на­чаль­ным ве­щам» («Odas ele­mentales», vol. 1–3, 1954–57), «Эс­тра­ва­га­рио» («Estravagario», 1958), «Пла­ва­ния и воз­вра­ще­ния» («Nave­ga­ciones y regresos», 1959), «Сто со­не­тов о люб­ви» («Cien sonetos de amor», 1959), «Све­то­пре­став­ле­ние» («Fin de mundo», 1969), а так­же для ав­то­био­гра­фич. по­эмы «Ме­мо­ри­ал Чёр­но­го Ост­ро­ва» («Me­morial de Isla negra», pt. 1–5, 1964), дра­ма­тич. по­эмы «Звез­да и смерть Хоа­ки­на Мурь­е­ты» («Fulgor y muerte de Joaquí n Murieta», 1967). Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: эс­се, лит.-кри­тич. и пуб­ли­ци­стич. ста­тьи, вос­по­ми­на­ния.

Но­бе­лев­ская пр. (1971). Ме­ж­ду­нар. пр. ми­ра (1950), Ме­ж­ду­нар. Ле­нин­ская пр. (1953).

Соч.: Сти­хи. М., 1949; Obras completas. B. Aires, 1973. Vol. 1–3; Собр. соч.: В 4 т. М., 1978–1979; При­зна­юсь: я жил. Вос­по­ми­на­ния. М., 1988.

Лит.: Ос­по­ват Л. С. П. Не­ру­да. М., 1960; Alonso A. Poesia y estilo de P. Neruda. B. Aires, 1966; Aguirre M. Las vidas de P. Neruda. San­tiago de Chile, 1967; Плав­скин З. И. Ве­ли­кий чи­лий­ский по­эт П. Не­ру­да. М., 1976; Costa R. de. The poetry of P. Neruda. Camb. (Mass.); L., 1979; Тей­тель­бойм В. Не­ру­да. М., 1988; Feinstein A. P. Neruda: a passion for life. Bloom­sbury, 2004; Millares S. Neruda: el fuego y la fragua. Salamanca, 2008; Шур Л. А. П. Не­ру­да: Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. М., 1960; Woodbridge H. C., Zubatsky D. S. P. Neruda: an annotated bibliography of biographical and critical studies. N. Y.; L., 1988.

Вернуться к началу