НЕРУ́ДА ПАБЛО
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕРУ́ДА (Neruda) Пабло (псевд.; наст. имя и фам. Нефтали Рикардо Рейес Басоальто, Reyes Basoalto) (12.7.1904, Парраль – 23.9.1973, Сантьяго), чил. поэт, дипломат, обществ. деятель. Родился в семье железнодорожного служащего. Рано потерял мать; детство провёл в г. Темуко. В 1921 поступил в педагогич. ин-т Сантьяго, однако в 1925 бросил учёбу, увлёкшись поэзией. Большое влияние на формирование поэтич. вкусов Н. оказала встреча с Г. Мистраль. В 1927–32 на дипломатич. работе в странах Азии, в 1933 – в Аргентине, где познакомился с Ф. Гарсией Лоркой. С 1934 консул в Барселоне, затем в Мадриде. Вместе с Гарсией Лоркой издавал лит. ж. «Зелёная лошадь для поэзии» («El caballo verde pasa la poesia»); сблизился с Р. Альберти, М. Эрнандесом. В 1938 направлен с краткосрочной миссией в Париж, где помогал исп. республиканцам эмигрировать в Лат. Америку. В 1939–44 секретарь, затем консул чил. посольства в Мехико. Вернувшись в Чили, занялся активной политической деятельностью, был избран в сенат. В 1945 вступил в КП Чили. В 1946 публично осудил деятельность правительства, был обвинён в гос. измене и бежал в Мексику (1949). Смягчение законов, направленных против представителей левых партий, позволило Н. вернуться на родину в 1953. В 1970 выдвинут на пост президента страны от компартии, но снял свою кандидатуру в пользу С. Альенде Госсенса, после победы которого был назначен послом во Францию. В 1972 вернулся в Чили.
Стихи начал писать в возрасте 10 лет. В 1921 стих. «Праздничная песня» («Canción de la fiesta») получило гл. приз на студенч. конкурсе. Первый поэтич. сб. «Собрание закатов» («Crepusculario», 1923) – в духе модернистской поэзии. Пронизанный мотивами трагич. безысходности и одиночества сб. «Двадцать поэм любви и одна песнь отчаяния» («Veinte poemas de amor у una cancion desesperada», 1924), в котором нашла отражение любовная драма Н., принёс ему славу одного из ведущих лат.-амер. поэтов. Отказ от традиц. ритмов и рифмы, увлечение приёмами сюрреализма характерны для сб. «Попытка бесконечного человека» («Tentativa del hombre in finito», 1926) и кн. стихотворений в прозе «Кольца» («Anillos», 1926, в соавторстве с Т. Лаго), повествующих о внутреннем смятении, хаосе сознания и мироздания. Стремлением постичь онтологич. тайну Вселенной проникнут поэтич. сб. «Местожительство – Земля» («Residencia en la tierra», vol. 1–2, 1933–1935), который отличают смелая, часто весьма «тёмная» ассоциативная образность, эксперименты с синтаксисом, рифмой, строфикой. Антифашистский пафос присущ лирике сер. 1930-х гг.; трагедия гражд. войны и убийство Гарсии Лорки отозвались в сб. «Испания в сердце» («Espana en el corazón», 1937, рус. пер. 1939). Темы свободы, братства, всеобщего единения в борьбе со злом пронизывают стихотворения «Песнь Сталинграду» («Canto a Stalingrado», 1942) и «Новая песнь любви Сталинграду» («Nuevo canto de amor a Stalingrado», 1943). Вершина творчества – поэтич. эпопея «Всеобщая песнь» («Canto general», 1950, рус. пер. 1954), в которой Н. воспел природу и историю родного континента, его прошлое и настоящее. Поэзия Н. 1950-х гг. отмечена стремлением к эпич. охвату действительности, а также многочисл. формальными экспериментами (замысловатые метафоры, необычный ритм, свободный стих) – сб. «Виноградники и ветер» («Las uvas y el viento», 1954) и др. Филос. осмысление экзистенциальных основ жизни и её малых, обыденных явлений, тонкие размышления о любви характерны для сб-ков «Оды изначальным вещам» («Odas elementales», vol. 1–3, 1954–57), «Эстравагарио» («Estravagario», 1958), «Плавания и возвращения» («Navegaciones y regresos», 1959), «Сто сонетов о любви» («Cien sonetos de amor», 1959), «Светопреставление» («Fin de mundo», 1969), а также для автобиографич. поэмы «Мемориал Чёрного Острова» («Memorial de Isla negra», pt. 1–5, 1964), драматич. поэмы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» («Fulgor y muerte de Joaquí n Murieta», 1967). Среди др. произведений: эссе, лит.-критич. и публицистич. статьи, воспоминания.
Нобелевская пр. (1971). Междунар. пр. мира (1950), Междунар. Ленинская пр. (1953).