Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИТКЕ́ВИЧ СТАНИСЛАВ ИГНАЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 401

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Б

ВИТКЕ́ВИЧ (Witkiewicz) Ста­ни­слав Иг­на­цы (псевд. Вит­ка­цы, Witkacy) (24.2.1885, Вар­ша­ва – 18.9.1939, дер. Езё­ры, близ Дом­бро­ви­це), поль­ский дра­ма­тург, про­за­ик, жи­во­пи­сец, тео­ре­тик ис­кус­ст­ва. Сын ху­дож­ни­ка и кри­ти­ка. Учил­ся в Кра­ков­ской АХ. Пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе; во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны слу­жил в рос. ар­мии (под­по­ру­чик л.-гв. Пав­лов­ско­го пол­ка), был ра­нен. В 1918 вер­нул­ся в Поль­шу, уча­ст­во­вал в ху­дож. вы­став­ках, был тео­ре­ти­ком аван­гар­ди­ст­ской груп­пы «Фор­ми­сты». Уз­нав о всту­п­ле­нии Крас­ной Ар­мии в Поль­шу, по­кон­чил с со­бой.

С. И. Виткевич. Автопортрет. 1927.

Твор­че­ст­во В. в зна­чит. ме­ре обу­слов­ле­но его эс­те­тич. кон­цеп­ци­ей «чис­той фор­мы» [из­ло­же­на в кн. «Но­вые фор­мы в ис­кус­ст­ве и вы­те­каю­щие от­сю­да не­до­ра­зу­ме­ния» («Nie­nowe formy w malar­stwie i wynikają ce stąd nieporozumia», 1919) и др.]: не­за­ви­си­мая от со­дер­жа­ния, «чис­тая фор­ма» долж­на вы­зы­вать в зри­те­ле или чи­та­те­ле «ме­та­фи­зи­че­ское пе­ре­жи­ва­ние» сущ­но­сти бы­тия. На­сле­дие В.-ху­дож­ни­ка вклю­ча­ет ра­бо­ты в ду­хе экс­прес­сио­низ­ма, сим­во­ли­ко-фан­та­стич. ком­по­зи­ции («Борь­ба сти­хий», 1920, и др.), а так­же порт­ре­ты, слу­жив­шие для В. ис­точ­ни­ком за­ра­бот­ка. Центр. ме­сто в твор­че­ст­ве В. за­ни­ма­ет его гро­те­ск­но-фан­тас­ма­го­рич. дра­ма­тур­гия (св. 30 пьес), пред­вос­хи­тив­шая аб­сур­да те­атр. Для тра­ги­ко­ме­дий В. «Дю­бал Ва­ха­зар, или На пе­ре­ва­лах аб­сур­да» («Gyubal Wahazar, czyli Na przełęczach bezsen­su»), «Во­дя­ная Ку­роч­ка» («Kurka wod­na», обе созд. в 1921), «Бе­зум­ный Ло­ко­мо­тив» («Szalona Lokomotywa», созд. в 1923), «Су­ма­сшед­ший и мо­на­хи­ня» («Warjat i zakonnica», пост. в 1924), «Мать» («Matka», созд. в 1924), «Са­пож­ни­ки» («Szewcy», созд. в 1927–34) и др. ха­рак­тер­ны слож­ные ас­со­циа­тив­ные свя­зи, па­ро­дий­ность, со­еди­не­ние про­сто­ре­чия с язы­ком нау­ки и фи­ло­со­фии; ге­рои В. – лю­ди ис­кус­ст­ва, су­ма­сшед­шие, мань­я­ки, жи­ву­щие в ат­мо­сфе­ре стра­ха, в ту­пи­ке не­раз­ре­ши­мых жиз­нен­ных про­ти­во­ре­чий. В ро­ма­нах «Про­ща­ние с осе­нью» («Pożegnanie jesieni», 1927), «Не­на­сы­ти­мость» («Nienasycenie», 1930, рус. пер. 2004), «Един­ст­вен­ный вы­ход» («Je­dyne wyjście», созд. в 1931–33, не за­кон­чен; рус. пер. 2003) В. соз­дал яз­ви­тель­ные кар­ти­ны раз­ло­же­ния ев­роп. ци­ви­ли­за­ции; од­на из осн. тем В. – пре­вра­ще­ние об­ще­ст­ва в тол­пу, где рас­тво­ря­ет­ся ин­ди­ви­ду­аль­ность. При жиз­ни В. бы­ли по­став­ле­ны лишь не­мно­гие из его пьес; с сер. 1940-х гг. твор­че­ст­во В. за­воё­вы­ва­ет ме­ж­ду­нар. при­зна­ние. На русский яз. про­из­ве­де­ния В. пе­ре­во­дят с сер. 1980-х гг.

Соч.: Pisma filozoficzne i estetyczne. Warsz., 1974–1978. T. 1–4; Czysta forma w teatrze. Warsz., 1977; Са­пож­ни­ки. Дра­мы. М., 1989; Katalog dzieł malarskich. Warsz., 1990; Dzieła zebrane. Warsz., 1992–2005–. T. 1–14–; Дю­бал Ва­ха­зар и дру­гие не­эвк­ли­до­вы дра­мы. М., 1999; Ме­та­фи­зи­ка дву­гла­во­го те­лен­ка и про­чие ко­ме­дии с тру­па­ми. М., 2001; Нар­ко­ти­ки. Эс­се. Един­ст­вен­ный вы­ход. М., 2003.

Лит.: Micińska A. S. I. Witkiewicz. Życie i twórczośс́. Warsz., 1991; Soin M. Filozofia S. I. Witkiewicza. Wrocław, 1995; Witkacy – życie i twórczość / Red. J. Degler. Wrocław, 1996; Błoński J. Witkacy. Kraków, 2000; Ба­зи­лев­ский А. Б. Вит­ке­вич: по­весть о веч­ном без­вре­ме­нье. М., 2000.

Вернуться к началу