ВИТКЕ́ВИЧ СТАНИСЛАВ ИГНАЦЫ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИТКЕ́ВИЧ (Witkiewicz) Станислав Игнацы (псевд. Виткацы, Witkacy) (24.2.1885, Варшава – 18.9.1939, дер. Езёры, близ Домбровице), польский драматург, прозаик, живописец, теоретик искусства. Сын художника и критика. Учился в Краковской АХ. Путешествовал по Европе; во время 1-й мировой войны служил в рос. армии (подпоручик л.-гв. Павловского полка), был ранен. В 1918 вернулся в Польшу, участвовал в худож. выставках, был теоретиком авангардистской группы «Формисты». Узнав о вступлении Красной Армии в Польшу, покончил с собой.
Творчество В. в значит. мере обусловлено его эстетич. концепцией «чистой формы» [изложена в кн. «Новые формы в искусстве и вытекающие отсюда недоразумения» («Nienowe formy w malarstwie i wynikają ce stąd nieporozumia», 1919) и др.]: независимая от содержания, «чистая форма» должна вызывать в зрителе или читателе «метафизическое переживание» сущности бытия. Наследие В.-художника включает работы в духе экспрессионизма, символико-фантастич. композиции («Борьба стихий», 1920, и др.), а также портреты, служившие для В. источником заработка. Центр. место в творчестве В. занимает его гротескно-фантасмагорич. драматургия (св. 30 пьес), предвосхитившая абсурда театр. Для трагикомедий В. «Дюбал Вахазар, или На перевалах абсурда» («Gyubal Wahazar, czyli Na przełęczach bezsensu»), «Водяная Курочка» («Kurka wodna», обе созд. в 1921), «Безумный Локомотив» («Szalona Lokomotywa», созд. в 1923), «Сумасшедший и монахиня» («Warjat i zakonnica», пост. в 1924), «Мать» («Matka», созд. в 1924), «Сапожники» («Szewcy», созд. в 1927–34) и др. характерны сложные ассоциативные связи, пародийность, соединение просторечия с языком науки и философии; герои В. – люди искусства, сумасшедшие, маньяки, живущие в атмосфере страха, в тупике неразрешимых жизненных противоречий. В романах «Прощание с осенью» («Pożegnanie jesieni», 1927), «Ненасытимость» («Nienasycenie», 1930, рус. пер. 2004), «Единственный выход» («Jedyne wyjście», созд. в 1931–33, не закончен; рус. пер. 2003) В. создал язвительные картины разложения европ. цивилизации; одна из осн. тем В. – превращение общества в толпу, где растворяется индивидуальность. При жизни В. были поставлены лишь немногие из его пьес; с сер. 1940-х гг. творчество В. завоёвывает междунар. признание. На русский яз. произведения В. переводят с сер. 1980-х гг.