ХИ́ЧКОК АЛФРЕД
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХИ́ЧКОК (Hitchcock) Алфред (Алфред Джозеф) (13.8.1899, Лондон – 29.4.1980, Лос-Анджелес), брит. и амер. режиссёр. В 1-й пол. 1910-х гг. учился в инж.-навигац. школе, посещал лекции по искусствоведению в ун-те (Лондон). В кино с 1920, как режиссёр дебютировал фильмами «Сад удовольствий» (1925) и «Горный орёл» (1926). В ф. «Жилец» (1926) проявились осн. черты индивидуальности Х. (острый детективный сюжет, создание специфич. атмосферы и др.). В уголовной драме «Шантаж» (1929) освоены возможности звука для усиления экспрессии. В шпионских лентах «Человек, который слишком много знал» (1934, 1956) и «39 шагов» (1935) Х. обыгрывал характерные для его манеры комич. детали. В ряде фильмов звучат антифашистские мотивы – «Леди исчезает» (1938), «Иностранный корреспондент» (1940), «Спасательная шлюпка» (1943), «Дурная слава» (1946). После историч. картины «Таверна "Ямайка"» (1939) переехал в Голливуд («Ребекка», 1940; пр. «Оскар»). Вниманием к психологич. нюансам отмечены ленты «Подозрение» (1941), «Тень сомнения» (1943), «Дело Парадайна» (1947). Элементы психоанализа использованы в картинах «Заворожённый» (1945), «Верёвка» (1948, первый цветной фильм Х.), «Психо» (1960), «Марни» (1964). Один из крупнейших режиссёров кон. 1930-х – 1960-х гг., внёсший значит. вклад в разработку выразит. возможностей киноискусства. С творчеством Х. связывают утверждение жанра триллера. В основе его кинематографа – чётко разработанная структура ключевых эпизодов, психологич. (психопатологич.) коллизии, оригинальность и эффектность сюжетных ходов, совмещение страха и иронии. Драматич. составляющая отличает фильмы «Незнакомцы в поезде» (1951), «Я исповедуюсь» (1952), «В случае убийства набирайте "М"!» (1953), «Окно во двор» (1954), «Головокружение» (1958). Комедийные тона преобладают в картинах «Поймать вора», «Неприятности с Гарри» (оба 1955), «К северу через северо-запад» (1959). Склонность к метафоре проявилась в фантастич. аллегории «Птицы» (1963). Среди др. фильмов: «Юнона и Павлин» (1930), «Молодой и невинный» (1937), «Мистер и миссис Смит» (1941), «Страх сцены» (1950), «Исступление» (1971), «Семейный заговор» (1975). Возведён в рыцарское достоинство (1980).