Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БА́РБА ЭУДЖЕНИО

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БА́РБА (Barba) Эудженио (р. 29.10.1936, Бриндизи), итал. режиссёр, педагог. В сер. 1950-х гг. эмигрировал в Норвегию, поступил в Ун-т Осло. С 1961 учился в варшавской Театральной школе. В 1962–64 стажёр и ассистент Е. Гротовского в театре-лаборатории «Teart 13 Rzedow» (г. Ополе). По возвращении в Норвегию в 1964 основал «Odin Teatret», в 1966 переехавший в Данию (г. Хольстебро) и получивший статус театра-лаборатории. Среди постановок: «Орнитофил» (1965), «Каспариана» (1967), «Книга танцев» (1974), «Приди, и день будет наш» (1976), «Пепел Брехта» (1980), «Талабот» (1988), «Замок Хольстебро» (1990), «Миф» (1998), «Сон Андерсена» (спектакль по сказкам Х. К. Андерсена, 2004), «Пра-Гамлет» (2006). Большое значение Б. придаёт театральной педагогике, физич. и вокальному тренингу актёра – танцора – певца; создал собств. систему, синтезируя опыт Гротовского, К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, Б. Брехта, Ф. Дельсарта и Э. Декру, опираясь на сценич. традиции китайской оперы, япон. театра кабуки, инд. театра катакхали и др. видов вост. театра. В центре внимания Б.  биологич. природа актёра как базис для формирования всевозможных актёрских школ, умение в совершенстве владеть энергией тела и сознания. По его мнению, важнейшим инструментом актёра является тело как носитель культурных кодов. «Odin Teatret» выпускает обучающие фильмы, методич. издания, проводит науч. семинары. Под лозунгом «третьего театра», возникшим на волне молодёжного движения 1960-х гг. и призывов к радикальной театральной революции, Б. стремился объединить коллективы, не примыкавшие ни к традиционным, ни к авангардным течениям. Универсальные законы сценич. иск-ва искал, в частности, во взаимодействии культуры театра с разл. старинными ритуалами деревенских общин (Карпиньяно на юге Италии) или этнич. группами (племена Амазонии). В 1979 Б. основал Интернац. школу театральной антропологии (ISTA), занимающуюся исследованием основ актёрской техники и объединяющую антропологов, биологов, психологов, театроведов, педагогов и т. п. Автор ряда теоретич. работ, переведённых на мн. языки мира.

Соч.: Lʼаrchipel du théâtre. P., 1982; A dictionary of theatre antropology. L.; N. Y., 1991; The paper canoe. L.; N. Y., 1995; Бумажное каноэ. Трактат о театральной антропологии. СПб., 2008; Словарь театральной антропологии. Тайное иск-во исполнителя (с Н. Саварезе). М., 2010; La conquista della differenza. Trentanove paesaggi teatrali. Roma, 2012; The Moon Rises from the Ganges: My Journey Through Asian Acting Techniques. Abingdon-on-Thames, 2014; Dah Theatre: A Sourcebook. Lexington, 2016.

Вернуться к началу