БА́РБА
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БА́РБА (Barba) Эудженио (р. 29.10.1936, Бриндизи, Италия), итал. режиссёр, педагог. В сер. 1950-х гг. эмигрировал в Норвегию, поступил в ун-т Осло. С 1960 учился в варшавской Театральной школе. В 1962–64 стажёр и ассистент Е. Гротовского в «Театре-лаборатории 13 рядов» (г. Ополе). По возвращении в Норвегию в 1964 основал «Один-театр», в 1966 переехавший в Данию (г. Хольстебро) и получивший статус театра-лаборатории. Среди постановок: «Орнитофил» (1965), «Каспариана» (1967), «Книга танцев» (1974), «Приди, и день будет наш» (1976), «Пепел Брехта» (1982), «Талабот» (1988), «Замок Хольстебро» (1990), «Мифы» (1998). Большое значение Б. придаёт театральной педагогике, физич. и вокальному тренингу актёра–танцора–певца; создал собств. систему, синтезируя опыт Гротовского, К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, Б. Брехта, Ф. Дельсарта и Э. Декру, опираясь на традиции кит. оперы, япон. театра кабуки, инд. театра катакхали и др. вост. школ. В центре внимания Б. – биологич. природа актёра как базис для формирования всевозможных актёрских школ, умение в совершенстве владеть энергией тела и сознания. По его мнению, важнейшим инструментом актёра является тело как носитель культурных кодов. «Один-театр» выпускает обучающие фильмы, методич. издания, проводит науч. семинары. Под лозунгом «третьего театра», возникшим на волне молодёжного движения 1960-х гг. и призывов к радикальной театральной революции, Б. стремился объединить коллективы, не примыкавшие ни к традиционным, ни к авангардным течениям. Универсальные законы сценич. иск-ва искал, в частности, во взаимодействии культуры театра с разл. традиц. ритуалами деревенских общин (Карпиньяно на юге Италии) или этнич. группами (племена Амазонии). В 1979 Б. основал Интернац. школу театральной антропологии (ISTA), занимающуюся исследованием основ актёрской техники и объединяющую антропологов, биологов, психологов, театроведов, педагогов и т. п. Автор ряда теоретич. работ, переведённых на мн. языки мира.