Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХРО́НИКИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 207-208

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Г. Мереминский

ХРО́НИКИ, жанр ан­тич­ных и ср.-век. ис­то­рич. со­чи­не­ний, в ко­то­рых гл. ор­га­ни­зую­щим прин­ци­пом вы­сту­па­ет хро­но­ло­ги­че­ская по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий.

Со­чи­не­ния, близ­кие по фор­ме к Х., су­ще­ст­во­ва­ли на Ближ­нем Вос­то­ке (в Егип­те, Ас­си­рии, Ва­ви­ло­нии и др.) с 3-го тыс. до н. э. (наи­бо­лее ран­ний при­мер – егип. Па­лерм­ский ка­мень, ок. 2400). Ве­ро­ят­но, под влия­ни­ем ближ­не­во­сточ­ных об­раз­цов в 4–3 вв. до н. э. Х. по­лу­чи­ли дос­та­точ­но ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в эл­ли­ни­стич. ми­ре («Хро­но­гра­фия» Эра­тос­фе­на и др.). Как за­гла­вие про­из­ве­де­ния сло­во «Х.» (греч. мн. ч. – Χρονιϰά) впер­вые встре­ча­ет­ся у Апол­ло­до­ра Афин­ско­го (сер. 2 в. до н. э., на­зва­ние мо­жет быть не­ав­тор­ским). По при­ме­ру гре­ков Х. со 1 в. до н. э. ста­ли пи­сать и рим. ав­то­ры (Кор­не­лий Не­пот, Пом­по­ний Ат­тик). По-ла­ты­ни по­доб­ные со­чи­не­ния на­зы­ва­ли ли­бо за­им­ст­во­ван­ным из греч. яз. сло­вом «chroni­ca» (или «chronicon»), ли­бо, ча­ще, ан­на­ла­ми (libri annales, от лат. annus – год). Во 2–3 вв. н. э. под гре­ко-рим. влия­ни­ем воз­ник­ли иу­дей­ская («Се­де­ро­лам­раб­ба» пред­по­ло­жи­тель­но 2 в.) и хри­сти­ан­ская («Хро­но­гра­фия» Сек­ста Юлия Аф­ри­ка­на, ок. 221) хро­но­гра­фич. тра­ди­ции. Ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие жан­ра Х. в хри­сти­ан­ском ми­ре ока­за­ла «Хро­ни­ка» Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го (1-я ред. ок. 312, 2-я – ок. 325; со­хра­ни­лась в арм. и лат. пе­ре­во­дах), со­еди­нив­ше­го приё­мы хро­но­ло­гич. рас­чё­тов и хри­сти­ан­ской апо­ло­ге­ти­ки. На ла­тынь «Хро­ни­ку» Ев­се­вия пе­ре­вёл и про­дол­жил до 378 Ие­ро­ним Бла­жен­ный. «Хро­ни­ка» Ев­се­вия – Ие­ро­ни­ма по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ср.-век. Ев­ро­пе, её про­дол­же­ния пи­са­ли Про­спер Ак­ви­тан­ский (5 в.), Си­ге­берт из Жамб­лу (нач. 12 в.) и мн. др. Из­вест­но­стью поль­зо­ва­лись «Боль­шая хро­ни­ка» Иси­до­ра Се­виль­ско­го и «Боль­шая хро­ни­ка» Бе­ды Дос­то­поч­тен­но­го (в со­ста­ве его трак­та­та «О счис­ле­нии вре­мён»).

Не­ко­то­рые ср.-век. ав­то­ры, а вслед за ни­ми и учё­ные Но­во­го вре­ме­ни пред­при­ни­ма­ли по­пыт­ки раз­гра­ни­чить Х. с др. ви­да­ми ср.-век. ис­то­рио­пи­са­ния – ан­нала­ми и «ис­то­рия­ми», од­на­ко боль­шин­ст­во совр. ис­сле­до­ва­те­лей счи­та­ет не­воз­мож­ным про­вес­ти чёт­кие гра­ни­цы и пред­ла­га­ет на­зы­вать Х. все ис­то­рич. со­чи­не­ния, ор­га­ни­зо­ван­ные по хро­но­ло­гич. прин­ци­пу. До 13 в. боль­шин­ст­во Х. в Зап. Ев­ро­пе пи­са­лось на ла­ты­ни (сре­ди не­мно­гих ис­клю­че­ний – «Анг­ло­сак­сон­ская хро­ни­ка», не­ко­то­рые ран­ние ирл. па­мят­ни­ки), позд­нее по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние про­из­ве­де­ния на нар. язы­ках, час­то – в сти­хотв. фор­ме («Ис­то­рия анг­лов» Дж. Гай­ма­ра на анг­ло-нор­манд­ском диа­лек­те ста­роф­ран­цуз­ско­го яз., «Хро­ни­ка им­пе­ра­то­ров» на сред­не­верх­не­не­мец­ком яз. и др.). Жанр «все­мир­ных хро­ник» по­лу­чил но­вый им­пульс раз­ви­тия в 11–12 вв. и со­хра­нял по­пу­ляр­ность до 15–16 вв. (напр., «Хро­ни­ка пап и им­пе­ра­то­ров» Мар­ти­на из Опа­вы, 2-я пол. 13 в., и её мно­го­числ. про­дол­же­ния и под­ра­жа­ния). На­ря­ду с этим, на­ча­ли соз­да­вать­ся Х., по­свя­щён­ные ис­то­рии отд. го­су­дарств (осо­бен­ное рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли с 12–13 вв.: «Дея­ния анг­лий­ских ко­ро­лей» Виль­гель­ма Мальм­сбе­рий­ско­го, «Боль­шие фран­цуз­ские хро­ни­ки», «Все­об­щая ис­пан­ская хро­ни­ка» и др.), го­ро­дов (наи­бо­лее ран­ние об­раз­цы про­ис­хо­дят из Ита­лии), мо­на­ше­ских ор­де­нов, ари­сто­кра­тич. ро­дов и др. В осо­бый жанр вы­де­ля­ют Х. кре­сто­вых по­хо­дов. По фор­ме Х. мог­ли варь­и­ро­вать­ся от крат­чай­ших за­пи­сей в неск. слов до мно­го­том­ных со­чи­не­ний (напр., «Цер­ков­ная ис­то­рия» Ор­де­ри­ка Ви­та­лия, «Боль­шая хро­ни­ка» М. Па­ри­са или «Хро­ни­ки» Ж. Фру­асса­ра). Ав­то­ра­ми Х. в ран­нее Сред­неве­ко­вье бы­ли поч­ти ис­клю­чи­тель­но свя­щен­но­слу­жи­те­ли, с 13–14 вв. так­же час­то ми­ря­не (го­ро­жа­не, ры­ца­ри). Как ис­точ­ни­ки по ис­то­рии Ру­си осо­бое зна­че­ние име­ют ли­вон­ские (см. Ли­вон­ские хро­ни­ки), поль­ские (см. Кад­лу­бек В., «Ве­ли­кая хро­ни­ка»), швед­ские («Хро­ни­ка Эри­ка», «Хро­ни­ка Эн­гельб­рек­та» и др.) Х. Зна­чит. ин­те­рес пред­став­ля­ют ил­лю­ст­ри­ро­ван­ные Х. Ми­ниа­тю­ры ср.-век. Х. яв­ля­ют­ся не толь­ко цен­ным ис­то­рич. ис­точ­ни­ком, но и па­мят­ни­ка­ми иск-ва (хро­ни­ки М. Па­ри­са сер. 13 в.; ми­ниа­тю­ры «Боль­ших фран­цуз­ских хро­ник» 15 в. и др.).

X. как тип ис­то­рич. со­чи­не­ний по­лу­чи­ли в сред­ние ве­ка рас­про­стра­не­ние во всех стра­нах Зап. и Центр. Ев­ро­пы. Осо­бую об­шир­ную груп­пу со­став­ля­ют ви­зан­тий­ские Х. (см. в ст. Хро­но­гра­фы), ко­то­рые ока­за­ли зна­чит. влия­ние на ис­то­рио­пи­са­ние в стра­нах Вост. и Юго-Вост. Ев­ро­пы.

Пред­ста­ви­те­ли воз­ник­шей в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния гу­ма­ни­стич. ис­то­рио­гра­фии (Л. Бру­ни, Ф. Гвич­чар­ди­ни, Т. Мор и др.) от­ри­ца­тель­но от­но­си­лись к Х. как к «низ­ко­му» жан­ру и со­б­ра­нию вы­ду­мок, од­на­ко сре­ди ши­ро­ких сло­ёв об­ще­ст­ва они со­хра­ня­ли по­пу­ляр­ность до 16–17 вв. (напр., «Хро­ни­ки Анг­лии, Шот­лан­дии и Ир­лан­дии» Р. Хо­лин­ше­да).

Др.-рус. ис­то­рич. со­чи­не­ния, сход­ные по фор­ме с Х., при­ня­то на­зы­вать хро­но­гра­фа­ми и ле­то­пи­ся­ми (к зап.-ев­роп. об­раз­цам наи­бо­лее близ­ки ле­то­пи­си бело­рус­ско-ли­тов­ские). Х. час­то на­зы­ва­ют и ис­то­рич. со­чи­не­ния не­ев­ро­пей­ских на­ро­дов (см., напр., «Ни­хон сёки», «Рад­жа­та­ран­ги­ни», «Ди­па­вам­са», «Сам­гук са­ги»).

Лит.: Ге­не Б. Ис­то­рия и ис­то­ри­че­ская куль­ту­ра сред­не­ве­ко­во­го За­па­да. М., 2002; Encyclopedia of the medieval chronicle. Leiden, 2010. Vol. 1–2; Ги­мон Т. В. Ис­то­рио­пи­са­ние ран­не­сред­не­ве­ко­вой Анг­лии и Древ­ней Ру­си: Срав­ни­тель­ное ис­сле­до­ва­ние. М., 2012; Burgess R. W., Kulikowski M. Mosaics of time: The Latin chronicle traditions from the first century BC to the sixth century AD. Turnhout, 2013. Vol. 1.

Вернуться к началу