ХРО́НИКИ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХРО́НИКИ, жанр античных и ср.-век. историч. сочинений, в которых гл. организующим принципом выступает хронологическая последовательность событий.
Сочинения, близкие по форме к Х., существовали на Ближнем Востоке (в Египте, Ассирии, Вавилонии и др.) с 3-го тыс. до н. э. (наиболее ранний пример – егип. Палермский камень, ок. 2400). Вероятно, под влиянием ближневосточных образцов в 4–3 вв. до н. э. Х. получили достаточно широкое распространение в эллинистич. мире («Хронография» Эратосфена и др.). Как заглавие произведения слово «Х.» (греч. мн. ч. – Χρονιϰά) впервые встречается у Аполлодора Афинского (сер. 2 в. до н. э., название может быть неавторским). По примеру греков Х. со 1 в. до н. э. стали писать и рим. авторы (Корнелий Непот, Помпоний Аттик). По-латыни подобные сочинения называли либо заимствованным из греч. яз. словом «chronica» (или «chronicon»), либо, чаще, анналами (libri annales, от лат. annus – год). Во 2–3 вв. н. э. под греко-рим. влиянием возникли иудейская («Седероламрабба» предположительно 2 в.) и христианская («Хронография» Секста Юлия Африкана, ок. 221) хронографич. традиции. Огромное влияние на развитие жанра Х. в христианском мире оказала «Хроника» Евсевия Кесарийского (1-я ред. ок. 312, 2-я – ок. 325; сохранилась в арм. и лат. переводах), соединившего приёмы хронологич. расчётов и христианской апологетики. На латынь «Хронику» Евсевия перевёл и продолжил до 378 Иероним Блаженный. «Хроника» Евсевия – Иеронима получила широкое распространение в ср.-век. Европе, её продолжения писали Проспер Аквитанский (5 в.), Сигеберт из Жамблу (нач. 12 в.) и мн. др. Известностью пользовались «Большая хроника» Исидора Севильского и «Большая хроника» Беды Достопочтенного (в составе его трактата «О счислении времён»).
Некоторые ср.-век. авторы, а вслед за ними и учёные Нового времени предпринимали попытки разграничить Х. с др. видами ср.-век. историописания – анналами и «историями», однако большинство совр. исследователей считает невозможным провести чёткие границы и предлагает называть Х. все историч. сочинения, организованные по хронологич. принципу. До 13 в. большинство Х. в Зап. Европе писалось на латыни (среди немногих исключений – «Англосаксонская хроника», некоторые ранние ирл. памятники), позднее получили широкое распространение произведения на нар. языках, часто – в стихотв. форме («История англов» Дж. Гаймара на англо-нормандском диалекте старофранцузского яз., «Хроника императоров» на средневерхненемецком яз. и др.). Жанр «всемирных хроник» получил новый импульс развития в 11–12 вв. и сохранял популярность до 15–16 вв. (напр., «Хроника пап и императоров» Мартина из Опавы, 2-я пол. 13 в., и её многочисл. продолжения и подражания). Наряду с этим, начали создаваться Х., посвящённые истории отд. государств (особенное распространение получили с 12–13 вв.: «Деяния английских королей» Вильгельма Мальмсберийского, «Большие французские хроники», «Всеобщая испанская хроника» и др.), городов (наиболее ранние образцы происходят из Италии), монашеских орденов, аристократич. родов и др. В особый жанр выделяют Х. крестовых походов. По форме Х. могли варьироваться от кратчайших записей в неск. слов до многотомных сочинений (напр., «Церковная история» Ордерика Виталия, «Большая хроника» М. Париса или «Хроники» Ж. Фруассара). Авторами Х. в раннее Средневековье были почти исключительно священнослужители, с 13–14 вв. также часто миряне (горожане, рыцари). Как источники по истории Руси особое значение имеют ливонские (см. Ливонские хроники), польские (см. Кадлубек В., «Великая хроника»), шведские («Хроника Эрика», «Хроника Энгельбректа» и др.) Х. Значит. интерес представляют иллюстрированные Х. Миниатюры ср.-век. Х. являются не только ценным историч. источником, но и памятниками иск-ва (хроники М. Париса сер. 13 в.; миниатюры «Больших французских хроник» 15 в. и др.).
X. как тип историч. сочинений получили в средние века распространение во всех странах Зап. и Центр. Европы. Особую обширную группу составляют византийские Х. (см. в ст. Хронографы), которые оказали значит. влияние на историописание в странах Вост. и Юго-Вост. Европы.
Представители возникшей в эпоху Возрождения гуманистич. историографии (Л. Бруни, Ф. Гвиччардини, Т. Мор и др.) отрицательно относились к Х. как к «низкому» жанру и собранию выдумок, однако среди широких слоёв общества они сохраняли популярность до 16–17 вв. (напр., «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Р. Холиншеда).
Др.-рус. историч. сочинения, сходные по форме с Х., принято называть хронографами и летописями (к зап.-европ. образцам наиболее близки летописи белорусско-литовские). Х. часто называют и историч. сочинения неевропейских народов (см., напр., «Нихон сёки», «Раджатарангини», «Дипавамса», «Самгук саги»).